Тема 2. Резервирование, как средство повышения безотказности 4 страница

o в долинах возникли небольшие самостоятельные общества • живущие земледелием, • концентрирующиеся вокруг города и обычно расположенные вблизи моря = Персидская империя: o в середине VI века до н.э. Кир основал Персидскую империю. • часть городов Ионии, которым персы предоставили некоторую ограниченную автономию предприняли бесплодное восстание, которое было подавлено Дарием. • остальной Греции удалось сохранить свою независимость в битвах при Саламине и Платее, после которых на продолжительное время была освобождена Иония o Греция распадалась на большое количество маленьких независимых государств, каждое из которых состояло из города и окружающей его сельской местности. 10.7. Города-государства = становление полиса означает ряд экономических и политических преобразований = духовные преобразования: o изменение образа мышления: • выработку нового социального пространства с центром на городской площади (agora); • исчезновение такого персонажа, как микенский правитель (anax), верховная власть которого контролирует и регламентирует, через посредство писарей, всю социальную жизнь; • возвышение слова, которое в своем светском применении - в свободном споре, дискуссии, диалоге - становится преимущественным политическим оружием, инструментом достижения приоритета. • полная открытость как в отношении проявлений общественной, так и духовной жизни, излагаемых отныне в письменной форме для сведения всех граждан (законы и декреты) и доступных критике или борьбе мнений (индивидуальные творения); o новая социальность: • замену старых иерархических отношений господства и подчинения новым типом общественных связей, основанных на симметрии и взаимности отношений между "подобными" или "равными" гражданами; • отказ от традиции, которая больше не считается незыблемой и почитаемой, надо • задача - отмежеваться от традиции, проявив оригинальность мышления и соблюдая дистанцию по отношению к предшественникам, • традицию можно либо принять, либо исправить, либо просто отбросить. = системы правления: o в разных частях греческого мира уровень цивилизации был весьма различен o закономерности развития: • развитие шло от монархии к аристократии, затем к чередованию тирании и демократии. • цари не имели абсолютной власти, как в Египте и в Вавилоне; они правили с участием совета старейшин и не могли безнаказанно нарушать обычаи • " тирания " не означала непременно плохого управления, но лишь правление человека, чье притязание на власть не основывалось на принципе наследования • " демократия " означала правление всех граждан, в число которых не входили женщины и рабы. o Спарта • небольшой слой аристократии существовал за счет порабощенных илотов другой расы - земледельцев • свободные граждане – в торговле и промышленности, обогащались путем эксплуатации рабов: мужчин - в рудниках, женщин - в текстильном производстве o Иония рабами были военнопленные люди из окружающих варварских племен 10.8. Гомер = " Илиада " и " Одиссея " Гомера - продукт Ионии, имя автора скорее всего обобщенное (условное) = поэмы были созданы в период от 750 года до 550 года до н.э. = афинская молодежь заучивала Гомера наизусть, и это сделалось наиболее важной частью образования Тема 11. Натурфилософия 1 час 11.1. Общая характеристика: = общественной организацией греческого полиса управляли безличные, единообразные законы, а не самовластие деспота = принципы нового типа мышления o направленность мышления: • от сверхъестественного – к естественному • от божественного – к мирскому • от мифического – к понятийному • от поэзии и описания – к прозе и анализу o светский и рациональный характер видения мира • мышление, внешнее но отношению к религии и чуждое ей. • возникновение космоса и других естественных явлений ионийские "физики" объясняли чисто рациональными причинами и в отрыве от религии. • Они решительно игнорировали божественные силы, установленные ритуальные обряды и священные сказания, традицию которых закрепили в своих поэмах такие поэты-"теологи", как Гесиод. o понятие умопостигаемого и упорядоченного космоса • идея космического порядка, покоящегося не на мощи бога - верховного правителя, монарха, басилевса (как в традиционных теогониях), но на понятии космоса, подчиняющегося закону, правилу (nomos). • Nomos устанавливает для всех составляющих природу элементов (стихий) порядок, в соответствии с которым ни один элемент не может осуществлять свою власть (kratos) над другим o геометрическая картина вселенной • эта мысль имеет глубоко геометрический характер. • в географии, астрономии или космологии, физический мир постигается и проецируется в пространственные рамки, которые больше не определяются религиозными категориями возвышенного и низменного, небесного и подземного • но образуются взаимными, симметричными, обратимыми соотношениями = образ социального космоса o стремились определить основы нового человеческого миропорядка, который заменил бы власть монарха или знати на писанные законы, обязательные для всех (isonomia) o город приобрел форму кругообразного и имеющего центр космоса: • каждый гражданин подобен всем остальным гражданам • подчиняясь и властвуя, каждый должен был хронологически последовательно занимать и оставлять все симметричные положения, составляющие гражданское пространство = недостатки: o еще несут на себе печать метафорического мышления, знания, характерного для традиционных обществ o они так же лишены доказательства и систематического характера, как и мифологемы o мы можем иметь столько метафорических определений явления, сколько связей и опосредований имеется у этого явления, а этих связей бесконечно много. 11.2. Милетская школа (греческая колония в Малой Азии): ионийская физика = первые ученые, которые пришли к знаменательному заключению: o за изменчивостью и многообразием мира стоит некое рациональное единство и порядок o надо обнаружить этот основополагающий принцип, начало – arche, которое и правит природой, и составляет ее суть. o прежнее традиционное мифологическое понимание они дополнили безличными и концептуальными объяснениями, основанными на наблюдении за природными явлениями = Фалес (625 – 547 гг. до н.э.) – основоположник школы = Анаксимандр (610 – 546 гг. до н.э.) – апейрон – предельная и неопределенная абстракция = Анаксимен (588 – 525 гг. до н.э.) – понятие о движущей силе всего 11.3. Гераклит Эфесский (544 –? гг. до н.э.) = ЛОГОС: o " Logos " - " слово ", " речь " или " мысль " o божественный интеллект, правящее Космосом разумное начало o связывал Логос со стихией огня, o большинство людей, не будучи в силах воспринять Логос, живут, словно во сне, с ложным представлением о мире, и, следовательно, в состоянии вечного разлада o людям следовало бы постичь присутствие Логоса в мире и в себе, пробудиться для истинной жизни, соотносить свои действия с великим порядком Вселенной = диалектика: o все непрерывно течет, но порядок вещей зависит от вселенского Логоса, который проявляется и в способности человека разумно мыслить o мир в целом – это "вечно живой огонь, мерно загорающийся и мерно затухающий", находящийся в постоянном движении o все стремится к своей противоположности, создавая в итоге равновесие, – так что все противоположности в конце концов образуют единство o гармония создается из элементов, сопряженных между собой 11.4. Демокрит(470 г.– IVв. до н.э.)и Левкипп(акмэ 440 год до н.э.)– атомизм: = реально существуют атомы и пустота (вакуум) - пространство, в котором движутся атомы = "индивидуум" ("неделимый") - буквальный перевод на латинский язык греческого слова "атом". = первая в истории мысли теоретическая программа, требовавший объяснить целое как сумму отдельных составляющих его частей - индивидуумов. = целое не мыслится как нечто действительно единое, имеющее свою особую специфику, несводимую к специфике составляющих его элементов, целое - суммативное o при делении тела мы получаем в конце концов далее неделимые элементы того же измерения, что и само тело (ср. Платон и Пифагор – понижение мерности объекта при его разделении) = различение действительного бытия мира, как он существует объективно, и мира субъективного, каким является чувственный мир. o " качество " - субъективное ощущение, ибо атомы различаются лишь количественными характеристиками o в XVII-XVIII вв. это выразилось в учении о первичных и вторичных качествах = атомисты разработали метод, который мог быть применен - и неоднократно применялся - ко всем возможным областям как природного, так и человеческого бытия Тема 12. Математика1 час 12.1. Возникновение математики: = древнеегипетская и вавилонская математика: o математика возникла на Древнем Востоке, по-видимому, задолго до греков o особенностью древнеегипетской и вавилонской математики было отсутствие в ней (за исключением отдельных элементов) единой системы доказательств = древнегреческая математика: o занятие науками, особенно математикой, в Древней Греции в связи с социальной значимостью получило нравственно-религиозный ореол o греки впервые стали строго выводить одни математические положения из других, т.е. ввели в математику доказательство. Это позволило ввести и связать всеобщее, общее и частное в знании o греки отличали логистику как искусство вычисления от теоретической математики = суть изменений: o произошло перемещение практически-прикладных математических исследований в философско-теоретическую сферу, еще не отделившуюся от религиозно-мистического восприятия мира o стараются понять сущность, идею шумеро-вавилонского треугольника или четырехугольника o сводят каждый новый, неясный случай (фигуру и ее свойства) к уже изученному случаю. o процедура сведения позволяла превращать многое в единое 12.2. Проблемы математики: = несоизмеримость = способы доказательства истинности o очевидность o логичность o сведение к известному o инструментальное построение 12.3. Греческая логистика: "В состав логистики входили: • счет, арифметические действия с целыми числами вплоть до извлечения квадратных и кубических корней, • действия на счетном приборе - абаке, операции с дробями и • приемы численного решения задач на уравнения первой и второй степени. В логистике рассматривались также • приложения арифметики к землемерию и иным задачам повседневной жизни. Сами греки отличали логистику от теоретической арифметики, которую они называли просто арифметикой. Правила логистики излагались догматически и, вообще говоря, не снабжались доказательствами так же, как это было принято в египетских папирусах" Гайденко П.П. "Эволюция понятия науки (становление и развитие первых научных программ). - М.: Наука, 1980 12.4. Математика как систематическая теория: = была впервые создана в Греции, они впервые поставили вопрос: как это доказать? = структура математического знания: o арифметика, геометрия и стереометрия o астрономия, акустика, гармоника (теория музыки) 12.5. Пифагореизм = Этапы развития: o основатель – Пифагор (VI в. до н.э) o неопифагореизм эпохи эллинизма (I в. до н.э.-III в. н.э.): = Онтологизация числа, o арифметика и геометрия у пифагорейцев были очень тесно связаны: линейные, плоские и телесные числа: o единица - точка, не наделенная особым положением, а точка - единица, имеющая положение, o единица не просто число, а начало чисел и мироздания - монада; чтобы стать числом, все должно приобщиться к единице - она же единство o двойка - как линия (две точки), а линия неограниченно простирается в обе стороны, беспредельна o тройка - как плоскость, это элементарный треугольник, совершенная фигура. o четверка - как тело ("первое" тело – пирамида) o декада - это "предел" числа, ибо, перешагнув этот предел, число вновь возвращается к единице. Поскольку она не кладет конца счету, то в ней присутствует и беспредельное o "Деление", благодаря которому происходит "скачок" от n-мерного к n + 1-мерному миру, предполагает всякий раз "переход в другой род". = Учение о числе: o божественное начало мира, миросозидающий и смыслообразующий элемент o человек открыл для себя закономерности мира через число и слово (ЛОГОС), o числовые отношения составляют самую сущность природы, познание природы возможно только через познание числа и числовых отношений = Учение о числовых отношениях, о числовой гармонии: o мифологическое начало философского понимания мира связало • человеческое восприятие гармоничного (как соответствующего определенным числовым пропорциям) и • божественные закономерности мира как числовое воспроизведение o число и гармония: • числовые отношения обнаруживались в самых разных процессах (космических, музыкальных…) • гармония стала математическим понятием = Открытие несоизмеримости: o пифагорейцы обнаружили несоизмеримость при попытке • арифметически вычислить сторону квадрата, площадь которого равна 2; отыскания величины, квадрат которой равен 2 • геометрически при отыскании общей меры стороны и диагонали квадрата o последствия: • открытие иррациональности, вызвало кризис оснований математики и философии пифагорейцев, что "все есть число" • появилось стремление геометрически выразить отношения, невыразимы с помощью арифметического числа • открытие иррациональности заставило задуматься о предпосылках математики. • остро встал вопрос об онтологическом статусе чисел, что такое величина o несоизмеримое, разнородное по природе становится гармоничным (единым, целостным) в числовом отношении = Мистификация математики: o с помощью числа пифагорейцы не просто решают практические задачи, а хотят объяснить природу всего сущего. o стремятся математическими занятиями очистить человеческую душу для спасения ее от круговорота рождений и смертей – влияние восточных учений = Статус математики: o то, что у вавилонян и египтян выступало всего лишь как средство, пифагорейцы превратили в специальный предмет исследования, т.е. в цель последнего o пример вавилонской задачи (п. 11.5.): "Доказать, что два отрезка будут определены, если определен прямоугольник, построенный на этих отрезках и определен отрезок, равный разности исходных отрезков" (предложение 84 «Начал» Евклида) Тема 13. Элеаты: проблема бытия = проблема познания бытия и движения(2/2 VI – ½ V вв. до н.э.), рационализм: 13.1. Представители школы = основатель школы Ксенофан Колофонский, = Парменид (625 – 547 гг. до н.э.) = Зенон Элейский (акмэ 464 – 461 гг. до н.э.) 13.2. Значение школы элеатов: = они впервые поставили вопрос о том, как можно логически верно мыслить бытие, = вопрос о соотношении мышления и бытия становится предметом рефлексии = после критики элеатами проблем бесконечности и континуума движения начинают складываться основные направления научной мысли Древней Греции 13.3. Проблема бытия: = главные предикаты бытия o оно всегда есть o оно едино и вечно = свойства бытия: o раз бытие вечно, то оно: • безначально - никогда не возникает; • неуничтожимо - никогда не гибнет o если оно бесконечно, то оно: • цельно, • однородно • неподвижно = противоположность миров: o мир бытия и чувственный мир впервые в истории человеческого мышления сознательно противополагаются o мир бытия - это истинный мир, он познаваем o чувственный мир - мир видимости, мнения, он недоступен познанию = впервые предметом логического мышления стала проблема бесконечности 13.4. Апории Зенона: = основные апории: "Апория меры", "Дихотомия ", " Ахиллес и черепаха ", " Стрела " и " Стадий " = проблематизация познания: o Зенон вскрыл противоречия, в которые впадает мышление при попытке постигнуть бесконечное в понятиях o апории заставили позднейших философов, в том числе и пифагорейцев, задуматься о том, как возможно без противоречия мыслить число и какова его природа Тема 14. Софисты (2/2 V – ½ IV вв. до н.э.)1 час = представители: Протагор, Горгий, Антифонт 14.1. Социально-историческая ситуация = традиционное общество: o в древних традиционных обществах Востока было более или менее жесткое разделение сословий, o каждое из сословий имело свой веками установившийся уклад жизни, навыки и умения, мифология как мировоззрение o которые передавались по традиции из поколения в поколение в форме социальная эстафета = традиционная связь сословий: o всеобщая форма сознания была представлена в мифологии o древние певцы и сказители не являлись специальным сословием o они выполняли функцию духовного "посредничества" между разными сословиями = социальные изменения: o развитие греческой демократии сильно размыло границы, которые существовали в традиционном обществе между сословиями. o специфика СП-матриц сословий: • ценности-цели (ЦЦ): • ценности-средства (ЦС) Пример специфики ценностей в различных цивилизациях  
Цивилизация Традиционная Новая греческая
Базовые ЦЦ 1) Род, родня 2) Благо рода 1) Самореализация 2) Знания
ЦС 1) Социальные связи 2) Традиция 3) Осуждение и поддержка рода 1) Свобода 2) Демократия
  o традиционные связи сословий разрушились o изменяется система ценностей и механизм их социальной эстафеты • на место слепого подражания, эстафеты обычаев и авторитета старшего поколения. • приходит критическое осмысление любых сведений и мнений, образование и авторитет новых учителей 14.2. Софистика как социальный феномен: = социальный заказ: o потребность в образовании, которую удовлетворяли софисты, возникла из-за переключения с трансляции знания " по вертикали " (в поколениях) на трансляцию его " по горизонтали " (между сословиями). = социальный статус: o софисты были в Греции особым сословием, связывающим воедино все остальные группы и индивидов = социальная функция - формирование личности: o индивид почувствовал себя уже не просто членом своего "цеха", а самостоятельным лицом o все, прежде принимавшееся им на веру, должно быть подвергнуто собственной критике. o индивид выделился в качестве самостоятельной реальности - личности 14.3. Платные учителя мудрости = область интересов: o софист должен быть, прежде всего, знатоком людей o внимание их сосредоточивается на проблемах логики и языка. = вклад: o впервые сделали предметом анализа человеческое сознание и язык как орудие воздействия на сознание o положили начало формальной логике и филологии 14.4. Протагор(480—410 до н.э.): = работы: o " Наука спора ", " О первоначальном порядке вещей ", " О государстве ", " О добродетелях ", " О с у щем ", " О богах " и др. = метод: o первый начал изучать способы доказательств, положил начало разработке формальной логики = идеи: o " Человек есть мера всех вещей — сущих в их бытии и несущих в их небытии ". o невозможна всеобщезначимая истина, всякое мнение истинно и всякая истина есть чье-то мнение. o для человека одно и то же никогда не бывает истинным раз и навсегда, в различное время, ибо "тот же" человек становится другим человеком. 14.5. Новый этап в развитии древнегреческой философии: = интерес софистов направлен, прежде всего, на выделение сознания как специфической реальности = острый интерес к процессу образования философских понятий и методов, = стремление не только к получению определенных результатов, но и к их логическому обоснованию, = разработка способов подтверждения достоверности этих результатов 14.6. Целевые задачи софистики: = научная и риторическая подготовка к политической деятельности за счёт: o технического, формального развития речи o сообщения тех познаний, которые наиболее могли бы способствовать этой главной цели" = сообщить результаты науки массе, приспособить их к ее потребностям 14.7. Гносеологический результат: = Критика софистов положила конец непосредственному знанию: o она требовала рефлексии, опосредствования, проверки всякого утверждения o требовала выносить на суд всякое непосредственное наблюдение, бессознательно приобретенное убеждение или дорефлективно сложившееся мнение. = Софистика истребляла все непосредственное, воевала против всего того, что жило в сознании людей без удостоверения его законности. o отныне право на жительство имело только такое содержание, которое было допущено в сознание самим этим сознанием; o все же, что проникло в него не этим законным путем, а через какие-то неконтролируемые сознанием каналы, т.е. то, что было усвоено бессознательно, должно быть исторгнуто как недостоверное, неистинное, o а потом, может быть, частично и впущено назад - после проверки. Тема 15. Сократ (479 – 399 гг. до н.э.) 1 час 15.1. Изменения в греческом обществе V в. до н.э.: = становление Афинской империи: o Аттика в начале исторического периода была маленьким самостоятельным земледельческим районом. Ее столица, Афины, была небольшим городом, o в населении увеличивался слой ремесленников и искусных мастеров, которые стремились сбывать свою продукцию за границей. o постепенно обнаружилось, что более доходно производить вино и оливки, чем зерно, а зерно ввозить, главным образом с побережья Черного моря. o монарх стал просто религиозным деятелем без политической власти. Власть перешла в руки аристократии, подавлявшей как сельских земледельцев, так и городских ремесленников. o в начале VI столетия Солоном было осуществлено преобразование в интересах демократии = величие Афин начинается между двумя персидскими войнами (490-479гг. до н.э.). o победы Афин над персидским царем Дарием при Марафоне (490 год до н.э.) и греческого флота под афинским руководством над Ксерксом (480 год до н.э.) создали им громадный престиж o на островах и на части побережья Малой Азии против персов восстали ионийцы, и они были освобождены Афинами o Афины приобрели морское превосходство над союзниками и постепенно превратили союз в афинскую империю = расцвет Афин и их падение: o Афины стали богатым городом, преуспевающим под мудрым руководством Перикла, который управлял на основе свободных выборов в течение почти 30 лет, до своего падения в 430 году до н.э. • в 430 г. до н.э. Афины имели максимальное население, которое исчислялось, как оценивают, примерно в 230 тысяч человек (включая рабов); население окружающей Афины сельской Аттики, вероятно, несколько уступало в численности населению города. • экономическое процветание Афин, вызвала усиливающиеся трения со Спартой, приведшие в конце концов к Пелопоннесской войне (431-404 года до н.э.), Афины потерпели полное поражение o в философии Афины дали Сократа и Платона. • Академия, где учил Платон, пережила все остальные школы • только в 529 году н.э. она была закрыта Юстинианом, и в Европе наступили века мрака 15.2. Проблема сознания: = Сократ проблематизирует сознание: o казалось бы, сознание принадлежит индивиду и, значит, должно определяться его индивидуальными особенностями, т.е. его чувственностью (психологией) o но субъектом теоретического познания и практического действия, оказывается не индивид = в строении сознания Сократ выделяет слои: o слои состоят с индивидом, носителем сознания, в весьма сложных отношениях, иногда даже в конфликтных

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: