Тема 2. Резервирование, как средство повышения безотказности 5 страница

o субъектом первого слоя оказывается чувственный индивид - это хорошо показали софисты o существует другой слой сознания, над которым индивид, как отдельное чувственное существо, не определяет ни его статуса, ни его содержания не властен, а который, напротив, сам властен над индивидом 15.3. Надындивидуальный слой в индивидуальном сознании: = основания старой цивилизации: o основания включают в себя нравы, верования, обычаи, устои o они имеют непосредственный характер, самоочевидны, в этом - их традиционность. = условия существования традиции: o имеет силу до тех пор, пока существует непосредственное доверие к ней. o держится не силой оружия, не силой сознания, не силой логики и аргументов, а силой бессознательности, силой непосредственности o враг традиции - опосредование, стремление обосновать, доказать, найти для очевидного рациональное основание 16.4. Новая форма социальности = истина индивидуальна, в практически-нравственной сфере индивид должен руководствоваться собственным частным интересом o это соответствует разложению традиционного типа социальности, предполагавшей нерефлектированное сознание = «знание – благо»: o знания не подвержены изменению и гибели o основанное на знании поведение человека предсказуемо и направлено на познанное общее благо, в отличие от поведения на основе субъективного и изменчивого «мнения» 15.5. Гносеологические особенности новой эпохи: = знание становится одним из важных регулятивов социальных отношений, необходимым моментом, без которого не может существовать теперь социальная общность o проблема знания выступает как главная проблема нравственности o философия становится фундаментом государственной жизни = в понятие философии и науки обязательно включается знание собственных оснований = принцип доказательности, лежащий в основе математики древних греков есть плод новой духовной атмосферы, которой не было в традиционных типах общества Тема 16. Платон (427 – 347 гг. до н.э.) 16.1. Сфера чувственного и сфера умопостигаемого = душа и тело: o слои в сознании влекут различение телесного и бестелесного, тела и души в человеке. o когда душа находится под влиянием тела, она подчинена "телесными" состояниям, влечениям к изменчивым, телесным вещам эмпирического мира. o размышление - это состояние самой души, ее стихия, когда она свободна от тела = гносеологическая проблема: o все знание о природе в досократовской "физике" - натурфилософии, есть знание о том, что возникает и уничтожается и не может быть достоверным знанием o оно не является истинным знанием о мире идей и должно быть отнесено к сфере изменчивого "мнения". o частный интерес индивида не является единственной реальностью, на базе которой должен быть построен новый тип общественных связей, новая форма социальности = цель философии: o освободить душу из плена заблуждений, где подлинно вечное застилается пеленой далеких от совершенства копий. o "вспомнить" трансцендентные идеи (архетипы), вновь обрести непосредственное знание истинных причин и истоков всех вещей = цель познания человека: o необходимо найти в сознании индивида абсолютное, всеобщее и незыблемое начало, не опосредованное индивидуальным сознанием, а принимаемое непосредственно o это начало в традиционном обществе существовало в виде объективных нравов, обычаев, верований– проблема социальной эстафеты и существования общих понятий как АРХЕТИПОВ = двойственность человека: бесконечная душа и смертное тело = три мира: o мир чистой Идеи o мир изображений искусства и идей ремесленников o мир воплощений Идей в материальные результаты ремесленников 16.2. Диалог «Парменид» = впервые создан новый гипотетико-дедуктивный метод в науке = принимается определенное допущение, или гипотеза, и затем прослеживается, какие утверждения следуют из этой гипотезы. 16.3. Число как идеальное образование = статус объектов: o числа - чисто идеальные сущности (логические объекты), а линии, углы, фигуры - сущности " промежуточные " o числа и числовые отношения геометрия представляет пространственными образами, фигурами o впервые в науке вводит понятие геометрического пространства, пространство - стихия геометрии - есть нечто среднее между идеями и чувственным миром «Пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему рождающемуся, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно» Платон " Тимей " • пространство выступает у Аристотеля как "место", • атомисты определяли пространство физически - как пустоту, отличая ее от атомов как "полного". = число - это идеальное образование, его нельзя воспринять чувственно, а можно только мыслить – проблема познания идеального – фитишизация соц. разделения труда o единица неделима, ибо она есть единое, а единое неделимо по определению. o единица рождает множество, многое - это множество единиц. 16.4. "Математические объекты" = это образования не арифметики, оперирующей с числами, а геометрии и стереометрии o это фигуры: окружности, треугольники, четырехугольники - и их элементы: радиусы, углы, диагонали, биссектрисы и т.д., т.е. линии и плоскости, по-разному сконструированные. o это также шар, куб, тетраэдр, икосаэдр и др. «Древнегреческая наука принципиально не могла последовательно провести мысль о том, что геометрический объект - точка - движется в материальном мире. Даже у Архимеда и Герона еще не было той формы связи между механикой и геометрией, какая возникла только в эпоху Возрождения и благодаря которой стало возможным совсем новое истолкование математической программы античности» Гайденко П.П. "Эволюция понятия науки (становление и развитие первых научных программ). - М.: Наука, 1980. - (п. 5.12. Прокл о воображаемом движении) = это объекты мысли, они могут иметь чувственные подобия, чувственные аналоги-модели: o начерченные на песке или на восковой дощечке круги, треугольники и т.д., o вырезанные из дерева или из камня шары, кубы, пирамиды 16.5. Математические операции: = для отрезков, которые можно видеть и эмпирически измерять, является бессмысленным вопрос, имеют ли они общую меру или нет: ширина волоса уложится целое число раз в любом начерченном отрезке. = вопрос о соизмеримости имеет смысл только для отрезков, создаваемых мыслью = говорить о " делении " применительно к идеальным объектам (первым элементам) можно только в смысле уменьшения числа измерений. o в результате "разделения" треугольника, т.е. плоскости, получим не плоскости, меньшие по своей величине, а линию; o в результате деления линии - не все меньшие линейные отрезки, а точку. 16.6. Познание природы «Физика, по Платону не может претендовать на статус науки - таковой является лишь математика» Гайденко П.П. Цит. соч. (п.5.16. Космология и физика Платона. Понятие материи) = материя o понятия материи и пространства (пустого) у Платона если и не прямо отождествляются, то, во всяком случае, не различаются o лишенный качеств субстрат, из которого могут быть отлиты тела любой формы, но который сам не должен привносить ничего своего, иначе он будет плохой материей = «театр теней» в темной подземной пещере: o иллюстрация различия между подлинным знанием и иллюзорной видимостью o только тот, кто освободится от оков и выйдет из подземелья, сможет узреть свет подлинной реальности Тема 17. Аристотель (384-322 гг. до н.э.)1 час 17.1. Общая характеристика = система мира (мир подлунный и мир небесный), субстанция, пространство и время, бытиё, учение о движении = виды знания o опыт ремесленника (знание «что?»), o искусство (технэ) – знание «как?», o научное (истинное) знание «эпистеме» - «почему?» o = природа - фюсис - отличается от простого продукта искусства тем, что она в самой себе обладает принципом движения = " Бытие " - это сфера идеального, куда относятся и числа; все идеальное постигается умом, и о нем возможно истинное знание - эпистеме. 17.2. Логика = " Первая Аналитика " - учение о силлогизме o силлогизм есть доказательство, состоящее из трех частей: большая посылка, меньшая посылка и заключение. Все люди смертны (большая посылка). Сократ - человек (меньшая посылка). Следовательно, Сократ смертен (заключение). = "Вторая Аналитика" - как получаются исходные посылки? = суждения и пропорции o суждения возникают как результат объединения терминов в цепочку. o действие утверждения или отрицания, когда оно логически оформлено, мы называем развернутым предложением, или повествовательной пропозицией o суждение и пропозиция являются самой элементарной формой познания, ибо посредством нее мы узнаем о связи предиката и субъекта = принцип непротиворечия: нельзя утверждать и отрицать нечто в одно и то же время = принцип исключения третьего: невозможность присутствия между двумя противоположными терминами третьего. 17.3. Материя и форма: = " форма " и " материя " – понятия относительные, осуществление формы может привести к превращению ее в материю, из которой может вырасти более высокая форма = форма o придает субстанции не только ее сущностную структуру, но также динамику, в которой заложено ее будущее развитие o внутренний принцип действия, заложенный внутри организма с момента его возникновения – подобно тому, как форма дуба внутренне заложена в желуде o "вживляет" в организм импульс, движущий и управляющий его развитием o есть актуальность материи, конечная цель оформления = движение и развитие: o миру имманентно присущ порядок, он внутри самого эмпирического мира o мир стремится в движении от несовершенства к совершенству – от стадии потенциальной к стадии актуальной, к осуществлению своей целостности o форма подталкивает вещь к развитию от возможности – к действительности o изменение и движение – не признаки "тенеподобной" нереальности; а телеологическое стремление к совершенству, то есть к цели o нечто может превращаться в другое, если имеется непрерывная субстанция, претерпевающая изменение из потенциального состояния в актуальное o причины движения: • внешняя причина – каковая выступает одновременно как движущая причина (дающая начало движению) • формальная причина (придающая данной сущности ее форму) • целевая причина (служащая целью развития данной сущности) o конечная причина движения – Бог: • Бог Аристотеля – это чистый Разум, верховная Форма, не включающий материальных элементов • всё движимое не может быть совершенным, конечной причиной может быть только неподвижное • не процесс борьбы – kinesis, сопровождающий движение от потенциального к актуальному, но деятельность, которой дано наслаждаться вечно, – energeia • такой деятельностью является мысль: вечное созерцание собственного бытия, не подвластного изменениям и не причастного к несовершенствам физического мира • неподвижный Двигатель, верховное совершенное Бытие – есть Чистая Форма или Бог = материя: o открытость в вещах структурному и динамическому формированию o неопределенный субстрат бытия, возможность формы, которую форма наделяет очертаниями, возбуждает и подталкивает от потенциальности к актуальности o находит свое осуществление только благодаря единению с формой. o вещь – есть единство материи (субстрата) и формы 17.6. Познание = божественный рассудок: o бессмертен и трансцендентен o потенциальной долей его наделен каждый человек и это отличает его от животных = основа познания: o чувственный опыт и логика o интуитивное знание (Nous): • способность человека постигать конечные и всеобщие истины • нисходит к человеку как бы "извне". = чувственное познание: o знание природного мира исходит от восприятия конкретных явлений o до чувственного опыта человеческий ум подобен чистой табличке, находится в состоянии потенциальности по отношению к умопостигаемым вещам o эмпирия – пусть ей и недостает такой глубины, как непосредственному интуитивному проникновению в абсолютные Идеи у Платона, – обладает надежной осязаемостью = рациональное познание: o разум может распознать в чувственных данных регулярные образцы и сформулировать общие принципы o человек накапливает опыт, сравнивает и противопоставляет, вычисляет, размышляет и выводит заключения, – и все это делает познание мира возможным o инструментарий познания • дедукция и индукция • силлогизм; • разложение причинности на материальную, движущую, формальную и целевую причины • основные разграничения: субъект и предикат, существенное и случайное, материя и форма, потенциальное и актуальное, всеобщее и частное, род, вид и индивид • десять категорий: сущности, величества, качества, отношения, места, времени, состояния, обладания, действия и страдания = цель познания: в конечной цели действительности (telos'e), к которой вещь устремлена Тема 18. Духовные последствия революции Александра Македонского 18.1. Александр Великий = поход Александра Великого (334-323 гг. до н.э.), = помимо крупных политических перемен, привел к радикальному перевороту в греческом духовном мире, закрыв классическую эпоху 18.2. Крушение полиса – возврат к империям = генеральная идея: Александр хотел создать универсальную божественную монархию, объединить города, страны, народы и расы = концептуальные следствия: o полис как идеальная форма государства теряла смысл и жизненную силу, диссонировала с духом новой эпохи o монархии, возникшие на обломках александровой империи, породили понятие "подданный" вместо прежнего классического греческого "гражданин". • "гражданские добродетели", как ранее, уже не требовались • необходимы были технические навыки, которые не были обязательными для всех, но требовали специальной выучки • управление общественными делами передается функционерам • рождается новый тип человека, ни античный гражданин, ни новый техник - равнодушный нейтрал • политика и государство представали как морально индифферентные феномены, которых следует избегать = в 147 г. до н.э. Греция потеряла свободу, став римской провинцией 18.3. Открытие индивида = тождество человека и гражданина было нарушено, необходимо было искать новую идентификацию = в эллинистических монархиях связи между человеком и государством ослабевали, ибо власть исходила от одного или немногих = философы объявили отечеством весь мир, включив широким жестом в него не только людей, но и богов = подданный, понимая, как мало от него зависит, оказывался перед необходимостью создания своего «космополитического» мира. 18.4. Особенности технического развития: = разрыв между умственным и физическим трудом, раб как бессмысленная вещь и рабовладелец как организующий и абстрактный интеллект = отсутствие мотивации и социального заказа на техническое развитие (изобретение и внедрение) 18.5. Формирование Александрийского культурного центра = сооружение города по воле Александра началось в 332 г. до н.э. o в устье Нила богатые урожаи на плодородных землях были соединены с достоинствами оживленной торговли o модная столица в восточном по структуре государстве, культурная столица мира, центр притяжения греков-интеллектуалов = в других районах империи, после смерти Александра, установились деспотии, учёные и философы нашли прибежище в Александрии 18.6. Музей и Библиотека = 297 г. до н.э. Деметрий Фалерский, перипатетик, решил создать нечто вроде Перипатетической школы (священная обитель Муз, покровительниц интеллектуалов), при ней Музей и Библиотеку o при Птолемее II было собрано 700000 книг, в которых был представлен весь античный мир, вся греческая литературная продукция o собраны и изготовлены необходимые инструменты, оборудование для всевозможных научных исследований: биологических, медицинских, астрономических = имена директоров Библиотеки достойно представляют ее золотой век: Зенодот, Аполлоний Родосский, Эратосфен, Аристид, Аполлоний Эйдограф, Аристарх Самофракийский Тема 19. Развитие наук в Александрии 19.1. Математика: Евклид (330—277 гг. до н.э.) 19.1.1. Область интересов, труды: = " Начала " в 15 книгах, = трактаты " О делении фигур ", " Конические сечения " в 4 книгах, " Феномены " (сферическая геометрия), " Поризмы " = " Оптика " и " Катоптрика " o хронологически первые систематические исследования свойств лучей света o рассматривались проблемы зрения и его применения для определения размеров различных предметов, построена теория зеркал = работы по астрономии и музыке 19.1.2. "Начала"(III в. до н.э.),(латинизированное — " Элементы ") = подведение итогов предыдущего развития математики в Древней Греции и закладка оснований для дальнейшего развития математики = Общая характеристика o труды писал по единой схеме в форме дедуктивно систематизированных обозрений открытий древнегреческих математиков классического периода o способ доказательства построен по тому же образцу Платона: делается допущение на основе аксиом и постулатов, а затем показывается, какие следствия должны вытекать из этого допущения. o определены основные свойства пространства и пространственных фигур, т.е. планиметрия, стереометрия и элементы теории чисел «со времен " Начал " Евклида и фактически до конца 19 в. законы окружающего нас физического пространства макромира были, - как полагал М. Клайн, - всего лишь теоремами геометрии Евклида и ничем больше». «Через " Начала " Евклида понятие логической структуры всего физического знания, основанного на математике, стало достоянием интеллектуального мира» 19.1.3. Основное содержание «Начал» = каждая книга начинается с определений, решающих вопрос о природе исходного знания "окружность - это такая фигура, у которой отрезки, падающие из центра на обод, равны". = введены постулаты и аксиомы, знания, обеспечивающие формальные переходы внутри доказательств от одних знаний к другим, и знания, на основе которых получены решения геометрических задач на построение = взаимосвязано и последовательно расположены теоремы и задачи на построение = введены 23 предварительных определения объектов геометрии: например "точка есть то, что не имеет частей"; "линия — длина без ширины"; "прямая линия есть та, которая равно расположена по отношению к точкам на ней". = введены определения угла, плоскости, квадрата, круга, сферы, призмы, пирамиды, пяти правильных многогранников и др. = введены 5 постулатов (требований) к построению фигур в геометрии «1) От всякой точки до всякой другой точки возможно провести только одну прямую линию; 2) Ограниченную прямую линию возможно непрерывно продолжать по прямой; 3) Из всякого центра и всяким раствором возможно описать круг; 4) Все прямые углы равны между собой; 5) Если прямая, падающая на две прямые, образует внутренние и по одну сторону углы, меньшие двух прямых, то продолженные эти две прямые неограниченно встречаются с той стороны, где углы меньше двух прямых». = ведены 9 аксиом (которые Аристотель назвал "предельно всеобщими истинами"): «1) Равные одному и тому же равны и между собой; 2) Если к равным прибавляют равные, то и целые будут равны; 3) Если от равных отнимаются равные, то и остатки будут равны; 4) Если к неравным прибавляют равные, то и целые будут не равны; 5) Удвоенные одного и того же равны между собой; 6) Половины одного и того же равны между собой; 7) Совмещающиеся один с другим равны между собой; 8) Целое больше части; 9) Две прямые не содержат пространства». = приведен логический вывод (основываясь и на постулатах с определениями) 465 предложений (теорем и задач) "Прямая, падающая на параллельные прямые, образует накрест лежащие углы, равные между собой, и внешний угол, равный внутреннему, противолежащему с той же стороны, и внутренние односторонние углы, равные двум прямым" (предложение 29, первой книги). 19.2. Механика: Архимед(287-212 г.г. до н.э.) = технические изобретения: o винт Архимеда («улитка») o планетарий o гидравлический орган o военные машины (баллисты, подъёмный кран и др.), механизмы o система зеркал = работы o "О сфере и цилиндре", "Об измерении круга", "О спиралях", "О квадратуре параболы", "О конусах и сфероидах", = " О плавающих телах ": o метод соответствует «Началам» Евклида o выдвигаются аксиомы, доказываются теоремы, цепь теорем o используются практические знания о реальных жидкостях и телах, основанные на опытах (о которых не упоминается) "Тела более тяжелые, чем жидкость, будучи в нее погруженными, идут на дно, они же будут более легкими, если погружены в жидкость, а объем вытолкнутой жидкости будет равен объему данного тела" = "О равновесии плоских фигур" «Две величины находятся в равновесии, если удалены на расстояния, взаимопропорциональные их весу» o основные идеи – • центр тяжести • геометризация статики (механики) и механизация геометрии, т.е. привел в соответствие геометрическую (математическую) схему и механическую (техническую) конструкцию • метод решения задач – сравнение фигур по геометрии o постулаты: «Р1 Каждая величина имеет вполне определенный центр тяжести. Р2. Центр тяжести величины, составленной из двух величин, лежит на прямой, соединяющей центры тяжести отдельных величин, если их центры тяжести не совпадают. Р3. Если некоторую величину поддержать в центре тяжести, она будет находиться в равновесии. Р4. Если две величины имеют один и тот же центр тяжести, то он есть также центр тяжести, составленной из обеих. Р5. Если А слишком тяжело, чтобы бить в равновесии с В, то от А можно отнять столько, чтобы остаток был в равновесии с В.» Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 147. = метод: o в основе - индуктивный и интуитивный методы (" механическим путем "), o и лишь затем рассуждения снабжалось геометрическими доказательствами = эллинистическая наука была сугубо теоретической, o она презирала технико-прикладной аспект в современном смысле слова o Архимед говорил о своих открытиях в области механики как о развлечении, о чем-то второстепенном, видя свое призвание в чистой математике 19.3. Механика: Герон Александрийский(г.р. и г.см. неизвестны, вероятно, 1 в.) = древнегреческий ученый: систематически изложил основные достижения античного мира по прикладной механике и математике = изобретатель механизмов: o механизмы для храмов: • поддержание уровня воды (святой) и автомат по её продаже • птичка-предсказатель o механизмы для армии: • стрелковые o автоматы для зрелищ: • программируемые механизмы для управления декорациями o паровой двигатель 19.4. Архитектура: Витрувий Марк Талион = римский архитектор и инженер 2-й половины 1 в. до нашей эры. = трактат " Десять книг об архитектуре ", o рассмотрены градостроительные, инженерно-технические и художественные вопросы, обобщен опыт греческого и римского зодчества. o создание систем водоснабжения: • акведуки лотковые самотечные • акведуки трубные напорные o использование воды • водоснабжение и гигиена: питьевое, туалеты, бани • энергетика: мельницы, насосы (колеса) 19.5. Астрономия: Евдокс = проблема «блуждающих планет» = геометрический подход, гомоцентрические сферы = проблема изменения яркости во время обратного движения планет 19.6. Астрономия: Птолемей(II веке н.э.) = теория геоцентрического движения космических объектов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: