Бурное развитие общества непрерывно рождает новые связи и виды производства, различные сферы человеческой деятельности - политическую, социальную, экономическую, военную, правовую и др.
В каждой из них педагогика призвана отражать специфику воспитания, профессионального образования и обучения будущих специалистов различных профессий, а также практических работников. В результате от педагогики отпочковалось множество самостоятельных отраслей, каждая из которых носит прикладной характер по отношению к общей педагогике, т.е. теоретической основе для своих прикладных отраслей.
Таким образом выделилась и педагогика органов внутренних дел - как наука о закономерностях, принципах, формах и методах осуществления педагогического процесса подготовки личного состава ОВД к выполнению служебных задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Для органов внутренних дел педагогический процесс - это организованная и целенаправленная деятельность сотрудников ОВД (начальников и подчиненных, старших и младших) с целью формирования необходимых знаний, практических навыков и умений, морально-психологических качеств личности, т.е. целью его является формирование личности сотрудника.
В этой связи, основами педагогического процесса являются:
- - раскрытие педагогических закономерностей в деятельности ОВД;
- - разработка и обоснование системы основополагающих принципов обучения и воспитания в деятельности сотрудников ОВД;
- - исследование и разработка теоретических основ процесса обучения и воспитания, а также практическая их реализация в современных условиях;
- - выявление путей совершенствования средств, методов, форм организации учебно-воспитательного процесса;
- - разработка и внедрение в практику наиболее эффективных форм и методов обучения и воспитания сотрудников ОВД;
- - изучение особенностей содержания профессиональной подготовки в зависимости от специализации сотрудников.
Особенности педагогического процесса в ОВД:
- специфичность знаний, навыков, умений и качеств, которые необходимо сформировать у сотрудников ОВД;
- проводится с реальной служебной техникой и оружием, в условиях максимально приближенных к служебным, что связано с большими психологическими и физическими трудностями;
- проводится в условиях высокой боевой готовности и постоянного выполнения служебных задач;
- происходит одновременная подготовка как отдельных сотрудников ОВД, так и целых подразделений;
- организуется и направляется начальником подразделения;
- овладение профессиональным мастерством является служебной обязанностью сотрудников ОВД.
Функциональная структура педагогического процесса в ОВД: обучение, воспитание, развитие, психологическая подготовка, самовоспитание и самообразование.
Организационная структура педагогического процесса в ОВД: плановые занятия и учения; педагогические возможности оперативно-служебной деятельности; педагогические возможности общественной деятельности; культурно - и спортивно-массовая работа; педагогический аспект всего уклада жизни подразделений ОВД.
Педагогический процесс - социально-педагогический процесс, в котором действует система законов и закономерностей различного уровня и характера.
1. Прежде всего в педагогическом процессе ОВД действуют всеобщие законы развития природы, общества, человека и общие закономерности, отражающие его зависимость от общественных условий и уровня развития полицейского дела.
2. Закономерности формирования личности.
3.Закономерности, выражающие специфические связи и отношения, характерные для педагогического процесса в ОВД.
В то же время, одним из показателей эффективности педагогического процесса является удельный вес самостоятельности обучаемых в учебном процессе, результаты их служебной деятельности, общественная активность и дисциплина.
Схема закономерностей педагогического процесса
Направленность и характер педагогического процесса определяется социально-экономической структурой общества; Зависимость педагогического процесса от уровня развития служебной техники, организации ОВД, способов борьбы с преступностью. | Общие закономерности |
Вне сознательного труда, общественно-полезной деятельности нет и не может быть воспитания; Единство воспитания и самовоспитания; Целостное формирование личности. | Закономерности формирования личности |
Обучение, воспитание, развитие, психологическая подготовка в педагогическом процессе выступают в единстве; Соответствие воздействия начальников характеру деятельности подчиненных; Моделирование деятельности применительно к требованиям службы в ОВД. | Закономерности, выражающие специфические связи и отношения педагогического процесса |
Выводы по второму вопросу. Таким образом, в настоящее время выделяют педагогика в деятельности органов внутренних дел - как наука о закономерностях, принципах, формах и методах осуществления педагогического процесса подготовки личного состава ОВД к выполнению служебных задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. По своей сущности педагогический процесс в органах внутренних дел является общественно обусловленным социальным