Основные стадии бюджетной деятельности.
Бюджетный процесс
Все процедуры по разработке и исполнению бюджетов представляют собой единый процесс – бюджетный.
Бюджетный процесс – определенная законом деятельность органов государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета. Бюджетный процесс точно регламентирован законодательством.
1. Составление проекта бюджета включает:
- Разработка планов-прогнозов развития РФ и территорий.
- Разработка постатейно расходов.
- Составление постатейно доходов.
2. Рассмотрение, согласование и утверждение бюджета – Федеральным собранием, представительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.
3. Исполнение бюджета – Исполнительными органами власти федерального уровня, субъектов РФ и местного самоуправления.
4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
- Отчеты составляются исполнительными органами власти всех уровней.
- Отчет утверждается представительными органами власти.
|
|
Участники бюджетного процесса:
1. Президент РФ.
2. Органы представительной власти.
3. Органы исполнительной власти субъектов РФ (высшие должностные лица, главы муниципалитетов, органы по сбор налогов, финансовые органы).
4. Органы денежно-кредитного регулирования.
5. Органы государственного и муниципального контроля.
6. Государственные внебюджетные фонды.
7. Главные распорядители бюджетных средств.
8. Бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
9. Кредитные организации, осуществляющие операции с бюджетными средствами.
10. Другие получатели бюджетных средств.
Каждый участник бюджетного процесса обладает:
- Бюджетными полномочиями – т.е. выполнение отдельных стадий бюджетного процесса, обслуживание бюджетных счетов учреждений, смет бюджетных учреждений, составление росписи, лимитов бюджетных обязательств, предоставление бюджетных заявок и др.
- Ответственностью по обеспечению бюджетного процесса – т.е. призван обеспечить своевременность осуществления бюджетных процедур, соблюдение нормативов финансовых затрат, эффективное использование бюджетных средств, целевое исполнение средств и т.д.
Продолжительность бюджетного процесса (всех 4 стадий) длится около 3 лет:
- составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимают около – 20 месяцев;
- исполнение, или бюджетный период, - с 1 января по 31 декабря (календарный год);
- составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение – 5 месяцев.
Органы, осуществляющие составление проектов бюджетов:
Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ и соответствующих исполнительных органов власти субъектов РФ и муниципальных образований.
|
|
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляет Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ, а также муниципальных образований.
Составление бюджетов субъектов РФ осуществляется их финансовыми органами в соответствии с законодательством субъекта РФ. Одновременно с составление проекта бюджета субъекта РФ должны быть подготовлены следующие документы и материалы на очередной финансовый год:
- прогноз социально-экономического развития субъекта РФ;
- основные направление бюджетной и налоговой политики субъекта РФ;
- прогноз Сводного финансового баланса по территории субъекта РФ;
- прогноз консолидированного бюджета субъекта РФ;
- адресная инвестиционная программа;
- программа приватизации государственных предприятий;
- структура внутреннего долга субъекта РФ и программа внутренних заимствований;
- программа предоставления гарантий исполнительного органа субъекта РФ;
- оценка ожидаемого исполнения бюджета субъекта РФ за текущий год.
Составление местных бюджетов осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования. Одновременно должны быть подготовлены следующие материалы на очередной финансовый год:
- прогноз социально-экономического развития муниципального образования;
- основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования;
- прогноз Сводного финансового баланса по территории муниципального образования;
- адресная инвестиционная программа;
- программа приватизации муниципальных предприятий.
Последовательность разработки проектов бюджетов:
1. Бюджетное послание Президента РФ на трех летний период и на текущий финансовый год. Оно включает задачи и стратегию в области социально-экономического развития и бюджетной политики и подлежит опубликованию в печати..
2. Постановление Правительства РФ по разработке проекта федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития.
В этом документе излагаются:
- последовательность, порядок разработки материалов;
- федеральные и региональные структуры, принимающие участие в разработке, согласовании и представлении отдельных материалов и документов;
- сроки, состав и содержание разрабатываемых документов.
Технология разработки базируется на требованиях и положениях Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, законодательства о налогах, бюджетных фондах и др.
3. Разработка сценарных условий на планируемый трехлетний период с детальным выделением первого планируемого года. Этим занято Минэкономики РФ. Сценарные условия включают систему показателей и методическую базу их определения и прогнозирования.