Построение организации.
Бюрократия - это чётко отлаженная форма разделения структуры иерархией власти и цепями команд в организации с зафиксированными нормами поведения и профессиональным подбором кадров.
Департаментализация - процесс деления организации на департаменты (Кластеры) определением задач, прав и обязанностей.
Организационная структура - совокупность подразделений, между которыми имеются функциональные связи для достижения целей организации. Различают 2 вида организационных структур:
n с жесткими связями и небольшим количеством полномочий (механистические)
n с гибкими связями, максимальным делегированием полномочий
Классификация структур управления:
а) Линейная структура управления;
б) Линейно-функциональная структура|;
в) Матричная структура управления;
г) Дивизиональная (или штабная) структура управления.
Остальные структуры - комбинация предыдущих.
На выбор структуры управления влияют:
1) стоящие задачи;
2)имеющиеся в наличии ресурсы;
|
|
3) окружающая среда (поставщики и конкуренты), и т.д,
Рис. 5. Классификация структур:
Типы структур организаций:
· Функциональная (деление по функциям).
· Дивизиональная (организация делится на дивизионы по -выпускаемой продукции, по регионам и т.д.).Структуры, ориентированные на покупателей (универмаг, обслуживания).
· Адаптивная и органическая (структура, быстро приспосабливающаяся к меняющимся условиям потребностей на рынке).
· Механическая (каждый субъект решает свою задачу, не- о взаимосвязи с другими субъектами).
· Проектная организация - это временная структура для решения конкретной задачи, реализации какого-либо проекта,
· Матричная организация - это организация, которая обеспечения однотипное управление и последовательности работ для проектов.
· Организация конгломератного типа - это структура смешанно возникающая в зависимости от ситуации (прим.: консорц ассоциация, союз, и т.д.).
· Централизованная организация - это многоуровневая иерарх. структура, управляемая из центра посредством скалярной команд, оставляющая за собой большую часть полномочий.
· Децентрализованная организация - это организация с автономными подразделениями, независимыми и хозяйствующими, как правило самостоятельно и питающееся частью ресурсов из центра взаимодействие и распределение прибыли с центром регулируют с помощью договоров и контрактов. Основные полномочия автономии.
Дивизионная структура по потребителям включает элементы, направленные на обслуживание определенных категорий потребителей. При функциональной организации подразделения подразделяются на основе группировки функций в одно целое. При штабной структуре в составе организации присутствует штаб.
|
|
Причина организации штаба:
1) для организации выпуска новой продукции;
2)для реализации инновационных проектов;
3) для реализации стратегии повышения качества, и т.д.
Проектные структуры организуются на период работы над новым проектом. Более сложным является матричная структура, создается в том случае, если имеется несколько проектов.
Рис. Матричной (Проектной структуры)
Венчурные структуры включают группу не более 10 специалистов, создаются на период не более года, финансируются 50/50. Если в процессе работы результат будет положительный, то может иметь место преобразование в проектную или матричную.
Наряду с венчурными к новым относятся бригадные, групповые структуры. Бригада - группа специалистов, выполняющих работу от начала до конца.
Японские кружки качества - в нерабочее время работники собираются для решения какой-то проблемы.
Бизнес-центры - оргструктура, создаваемая при университетах для продвижения новых разработок и оказания помощи производству..
·
Интеграция - это процесс достижения единства усилий подразделений; достижение цели одного подразделения зависит от достижения цели другого подразделения. Таким образом наблюдается взаимозависимость результатов работ подразделений.
ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Планирование:
План - набор специальных действий для достижения цели. Различают стратегические, тактические и оперативные планы.
На стратегическом уровне (5 лет) планируется:
-вид деятельности;
-распределение ресурсов;
-структурирование организации;
-выполнение функциональных действий внутри организации.
На (тактическом уровне (1-3 года) планируется:
· в каком количестве уменьшилась\увеличилась продукция;
· какие инвестиции добавить и какие инвестиции освобождаются;
· выбор модели ценообразования для товаров или услуг;
· подбор методов для реализации стратегических планов.
На оперативном уровне (до года) планируется:
· конкретный маркетинговой план отдельных подразделений;
· необходимые затраты труда;
· комплектующих для реализации плана;
· необходимые трудовые ресурсы и оплата;
· план по себестоимости и рентабельности.