Коэффициент мощности определяется соотношением
,
где: Р1, Q1, S1 – активная, реактивная и полная мощность двигателя.
Р1 = Р2 + ∆P,
где: Р2 – мощность на валу (полезная мощность;
∆P – мощность потерь.
∆P = ∆Pэл + ∆Pст + ∆Pмех,
где: ∆Pэл – электрические потери (потери на нагрев обмоток);
∆Pст – потери в стали (потери на нагрев сердечника);
∆Pмех – механические потери.
Электрические потери ∆Pэл зависят от токов в обмотках и возрастают при увеличении нагрузки на валу. Потери в стали не зависят от нагрузки на валу, а зависят от подведенного к обмотке статора напряжения.
Механические потери относятся к постоянным потерям.
В номинальном режиме cosφн = 0,75÷0,95, cosφхх = 0,08÷0,15.
Снижение cosφхх объясняется тем, что активная мощность мала (P1хх = ∆Pэл + ∆Pст + ∆Pмех), а реактивная мощность Q1 остается такой же, как и в номинальном режиме.
На рис. 2.28 показана зависимость коэффициента мощности асинхронного двигателя от нагрузки на валу.
При большой недогрузке асинхронного двигателя он имеет низкий коэффициент мощности, что экономически невыгодно.
|
|
Рис. 2.28
Для повышения cosφ при малой нагрузке рекомендуется понижать подведенное к двигателю напряжение. При этом уменьшается реактивная мощность, а коэффициент мощности повышается.