Родительские приёмы воспитания ситуативны, они зависят от самого ребёнка, от его поведения в данный момент и от семейной культуры, на макро- и микро-уровне. Оптимально, если родители ограничивают автономию ребёнка и постепенно, но упорно передают ему определённые ценности, вырабатывают «внутренние тормоза» и при этом не подрывают детское любопытство, инициативу и уверенность в себе. Овладевая этим искусством, родители должны соблюдать баланс рационального контроля и душевной теплоты (!).
Рациональный контроль базируется на установке запрещать. Родители ограничивают ребёнка в праве следовать возникающим побуждениям, добиваются от него подчинения правилам и выполнения своих обязанностей. В противоположность этому, родители без установки запрещать меньше контролируют детей, меньше от них требуют и меньше ограничивают их поведение, причём поведение и исполнительское, и выразительное.
Душевная теплота обнаруживается в проявлениях любви и одобрения. Родители часто улыбаются своим детям, хвалят их и поддерживают, стараются меньше критиковать, наказывать и проявлять своё недовольство. Жестокие родители часто критикуют, наказывают, отклоняют детские жалобы и просьбы, редко одобряют и выражают свою любовь.
|
|
Авторитетные, авторитарные и либеральные родители. Стили родительского поведения описала Диана Бомринд (Baumrind, 1975, 1980). Она выделила 3 варианта родительского контроля: авторитетный, авторитарный и либеральный. Авторитетный и авторитарный отличаются друг от друга, и оба они радикально отличаются от либерального. На практике трудно отделить влияние на детей стиля родительского поведения от влияния других факторов: от наследственной предрасположенности, полоролевых социальных ожиданий и стереотипов, порядка рождения, семейных кризисов.
Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой своих детей в их стремлении к автономии. Они ограничивают поведение своих детей, но объясняют смысл этих ограничений. Решения и действия таких родителей обоснованны и справедливы, и поэтому дети соглашаются с ними. Родители готовы выслушать детские возражения и уступить, когда это целесообразно.
Авторитарные родители контролируют поведение своих детей и заставляют их жёстко придерживаться установленных правил. Обычно они сдержанны в отношениях с детьми, хотя бывают и исключения. Такие родители чаще отклоняют детские просьбы со словами: «Порядок есть порядок». Если ребёнок пытается настаивать или начинает плакать, родители могут рассердиться и прибегнуть к наказанию, даже физическому. Авторитарные родители отдают команды и требуют выполнения. Они избегают долгих препирательств с детьми и ведут себя так, словно установленные ими правила высечены на камне, и сами они бессильны изменить эти правила. Все попытки ребёнка обрести независимость встречают сопротивление и сопряжены с фрустрацией.
|
|
Либеральные родители не ограничивают поведение своих детей. В такой семье нет установленного времени для возвращения домой, для отхода ко сну; от ребёнка не требуется информировать родителей о том, где он(а) находится. При таком избытке свободы ребёнок практически не имеет родительского руководства. Либеральные родители стараются подавлять свои чувства, даже если поступки детей сердят их и выводят из равновесия. По мнению Бомринд, многие либеральные родители так «увлекаются демонстрацией» своей якобы безусловной любви, что перестают выполнять непосредственные родительские функции, в частности, перестают устанавливать необходимые запреты для своих детей. В общем же, либеральные родители относятся к своим детям сердечно и с душевной теплотой, обычно принимая их такими, какие они есть.
Маккоби и Мартин (Maccoby, & Martin, 1983) выделили четвёртый стиль родительского поведения – индифферентный.
Индифферентные родители отличаются низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Такие родители никак не ограничивают своих детей – либо из-за недостатка интереса и внимания к детям, либо из-за тягот повседневной жизни, которые не оставляют им времени и сил на воспитание детей.
Стиль родительского поведения влияет на проявления и развитие у детей агрессии и просоциального поведения, на формирование Я-концепции, на интериоризацию нравственных ценностей (Becker, 1964; Maccoby, 1984). По Бомринд, дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью. Они почти или совсем не стремятся к автономии, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, могут бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в условиях которого они росли, и становятся непослушными и агрессивными. Девочки же чаще пассивны и зависимы (Kagan, & Moss, 1962).
Очевидно, что полное попустительство со стороны родителей и их жёсткая установка всё запрещать противоположны. Но и дети либеральных родителей также могут быть непослушными и агрессивными, К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя нá людях. А в некоторых случаях они вырастают активными, решительными и творческими людьми (Baumrind, 1975; Watson, 1957).
Было обнаружено, что лучше всего адаптированы дети авторитетных родителей. По сравнению с другими детьми, они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения. Хуже всего обстоят дела у детей, чьи родители индифферентны. Когда попустительство сопровождается открытой неприязнью (у отвергающих родителей), ребёнка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам. Многие малолетние правонарушители воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с враждебностью. Вполных семьяхобычен так наз. «традиционный стиль» родительского поведения. Отец может быть довольно авторитарным, а мать – более заботливой и разрешающей. Здесь влияние одного родителя уравновешивается влиянием другого. И если брак удовлетворяет обоих супругов, и они поддерживают друг друга, оба они как родители успешно справляются со своими семейными ролями.
Элеонора Маккоби (Maccoby, 1979, 1980) конкретизировала модель Бомринд, увеличив размерность модели за счёт учёта того, как поведение детей влияет на родителей. У родителей явно больше возможностей, чем у детей, контролировать домашнюю обстановку. Но именно взаимные отношения влияют на климат семейной жизни. В некоторых семьях родители держат всё под контролем, в других же всем верховодят дети. Истина, как всегда, лежит посередине. Маккоби (Maccoby, 1980) сосредоточилась на том, как родители и дети взаимодействуют, чтобы достичь сбалансированных отношений. По мере взросления детей родителям приходится вступать с ними в переговоры, чтобы находить решения, удовлетворяющие обе стороны. Авторитарный и либеральный стили препятствуют этому. Нужно помочь ребёнку научиться рассматривать проблемы с разных сторон и путём взаимных уступок находить их решение. Это возможно в спокойной, теплой, дружественной атмосфере.
|
|
Родительский контроль уменьшается по мере формирования у детей самоконтроля и ответственности за свои действия. Если всё идёт как надо, родители и дети в ходе длительного взаимодействия достигают согласия, или разделяют цели (по Маккоби). Таким образом, в семье создается гармоничная атмосфера, позволяющая находить решения без борьбы за власть. При оптимальном соотношении свободы и контроля члены семьи обычно очень привязаны друг к другу, и отношения в семье стабильные и всех удовлетворяют.
В семьях, где не удаётся достичь разделения цели, предметом переговоров становится буквально всё: от расположения отдельных вещей в доме до обсуждения деталей отпуска в будущем году... Несмотря на потребность в постоянных дискуссиях, и такой стиль отношений может быть весьма эффективным. Но если в какой-либо ситуации любой из сторон удаётся занять главенствующее положение, переговоры становятся невозможными, а атмосфера в семье – весьма неустойчивой.
В различных этнических группах и в различные исторические эпохи меры дисциплинарного воздействия сильно отличались. Периоды жестоких физических наказаний сменялись периодами относительной мягкости в воспитании. Методы приучения детей к дисциплине меняются так же, как и другие аспекты культуры. Современные исследователи детства предлагают родителям шесть общих советов.
|
|
1. Культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и взаимной поддержки. Привязанность, как всякое социальное отношение, нуждается в ответном чувстве. Счастливые дети обнаруживают бóльшую зрелость, у них лучше развит самоконтроль и просоциальное поведение.
2. Поддерживать желательное поведение, а не искоренять нежелательное. Подавать детям пример, поддерживать и вознаграждать их просоциальное поведение: заботу о других, помощь, сочувствие и т. д.
3. Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть последовательными.
4. Избегать неоправданного применения силы и угроз, контролируя поведение детей. Сила и угрозы формируют у детей аналогичное поведение и могут стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.
5. Помогать детям учиться владеть собой и развивать их контроль над обстоятельствами.
6. Объяснять (и убеждать), помогая детям понимать правила поведения в обществе.
Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут воспринимать окружающие. У детей всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков: это помогает детям становится ответственными за своё поведение. В конечном счёте, самоконтроль ребёнка зависит от того, насколько он ориентируется в ситуации.
Родители должны выдерживать соперничество со средствами массовой информации (особенно с Интернетом и с телевидением), чтобы оказывать воздействие на социальное развитие дошкольников.