Братья и сестры

Братья и сёстры ребенка вместе с ним образуют особую социальную группу – группу сиблингов. Отношения в ней дают каждому ребёнку особый опыт, отличный от опыта при взаимодействии с родителями. Предельная откровенность позволяет сиблингам испытать взлёты и падения в развитии человеческих отношений на базальном уровне (Bossard, & Boll, 1960). Сиблинги могут быть беззаветно преданы друг другу, могут презирать друг друга, могут иметь отношения любви-ненависти, которые иногда сохраняются на протяжении всей жизни. Родители дошкольников часто жалуются на соперничество своих детей, приводящее к ссорам и дракам, но обычно сиблингов связывают сильная привязанность и дружба, оказывающие влияние на всё их поведение. Даже при большой разнице в возрасте для детей одной семьи не проходит бесследно жизнь бок о бок друг с другом. Равные по положению в семье, они всегда не равны друг другу по возрасту, росту, полу, знаниям, уму, внешней привлекательности и т. д. И очень важно, что сиблинги помогают друг другу усваивать социальные понятия и роли, то подбивая друг друга на какие-то действия, то от чего-то удерживая (Dunn, 1983,1985).

Данн (Dunn, 1993) описывает 5 основных измерений, по которым различаются отношения между детьми в одной семье. Это сопер­ничество (1), привязанность (2), близость, откровенность и шутливые отношения (3); общие фантазии (4); взаимность и взаимная дополнительность отношений (5), благодаря чему поддерживается их хрупкое равновесие. Например, некоторые дети уже в 2 года так привязываются к своим братьям и сёстрам, что весьма остро переживают их отсутствие. А при встрече с ними приходят в восторг и вместе исследуют бесконечное разнообразие окружающего мира. Привязанность сиблингов друг к другу по прочности может соперничать с привязанностью родителей к ребёнку. Но некоторые братья и/или сёстры практически не находят общих занятий, и каждый живёт в своей эмоциональной сфере. В то же время от четверти до трети сиблингов играют друг с другом, воображая себя кем-либо, и в этом общем воображаемом мире каждый является полноправным партнёром.

Предыдущие поколения психологов выдвинули различные предположения о влиянии порядка рождения на личность ребёнка; современные исследования часто расходятся с ними. Установлено, что нет таких индивидуальных особенностей, которые зависели бы только от порядка рождения. И сиблинги, выросшие в одной семье, могут так же сильно отличаться друг от друга, как дети из различных семей (Plomin, & Da­niels, 1987). Одна из причин отличия каждого ребёнка от его братьев и/или сестёр – это необходимость для каждого определить и упрочить личную идентичность (Dreikurs, & Soltz, 1964). И если старший ребёнок серьёзен и при­лежен, то младший может стать шумливым и непоседливым. Девочка, у которой четверо сестёр и ни одного брата, может отвоевать себе нишу в семейной жизни, приняв маскулинную роль.

Другая причина индивидуации – это уникальность личного опы­та на фоне общих событий для всех братьев и сестёр. У каждого ребёнка – сугубо личные переживания происходящего, неведомые остальным. По мнению Роберта Пломина из Пенсильванского университета, «членов одной семьи объединяет скорее ДНК, чем общий опыт. Значимые эффекты воздействия среды спе­цифичны для каждого ребёнка». Какая-то часть личного опыта связана с порядком рождения. Например, первенец, по сравнению с остальными, может получить больше тепла и внимания. Другая же часть личного опыта (в связи с болезнью, изменениями рода занятий взрослых и финансового положения семьи, с отноше­ниями со сверстниками) никак не сопряжена с порядком рождения (Bower, 1991). В общем же, порядок рождения не оказывает однозначного, посто­янного и предсказуемого воздействия на личность.

Правда, во многих исследованиях обна­ружено влияние его на интеллект и достижения ребёнка. Здесь первенцы имеют явное преимущество – у них более высокий коэффициент интеллекта, а в школе и в последующей карьере они достигают лучших результатов. Столь же высокие достижения могут быть и у единственных детей в семье, но их коэффициент интеллекта в среднем немного ниже, чем у старших детей из семей, где два или три ребёнка (Zajonc, & Markus, 1975). Одно из объяснений такого результата: единственные дети не имели возможности играть роль учителя для своих младших брать­ев и сестёр. А это – важный фактор интеллектуального развития ребёнка (Zajonc, & Hall, 1986).

Однако сопряжённость коэффициента интеллекта с порядком рождения выражена слабо. И она гораздо больше, когда учитывается размер семьи. Чем больше детей в семье, тем ниже коэффициент их интеллекта, тем реже они заканчивают высшие учебные заведения. Такое соотношение сохраняется и при контроле факторов структуры семьи и её дохода (Blake, 1989). Структура семьи (полная семья или нет) и её доход влияют на коэффициент интеллекта и достижения детей в бóльшей степени, чем порядок рождения или количество детей (Ernst, & Angst, 1983).

Старшие братья и/или сёстры являются для младших важными образцами. Если у мальчика есть старший брат или у девочки – старшая сестра, то они проявляют более типичное длясвоего пола поведение, чем дети, пол которых не совпадает с полом старших детей в семье. Чистый эф­фект фактора «статус сиблинга» зависит от разницы в возрасте между детьми. Чем ближе они по возрасту, тем сильнее влияют отношения сиблингов на их развитие. И всегда перед каждым ребёнком в семье встаёт задача формирования собственной Я-концепции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: