Братья и сёстры ребенка вместе с ним образуют особую социальную группу – группу сиблингов. Отношения в ней дают каждому ребёнку особый опыт, отличный от опыта при взаимодействии с родителями. Предельная откровенность позволяет сиблингам испытать взлёты и падения в развитии человеческих отношений на базальном уровне (Bossard, & Boll, 1960). Сиблинги могут быть беззаветно преданы друг другу, могут презирать друг друга, могут иметь отношения любви-ненависти, которые иногда сохраняются на протяжении всей жизни. Родители дошкольников часто жалуются на соперничество своих детей, приводящее к ссорам и дракам, но обычно сиблингов связывают сильная привязанность и дружба, оказывающие влияние на всё их поведение. Даже при большой разнице в возрасте для детей одной семьи не проходит бесследно жизнь бок о бок друг с другом. Равные по положению в семье, они всегда не равны друг другу по возрасту, росту, полу, знаниям, уму, внешней привлекательности и т. д. И очень важно, что сиблинги помогают друг другу усваивать социальные понятия и роли, то подбивая друг друга на какие-то действия, то от чего-то удерживая (Dunn, 1983,1985).
|
|
Данн (Dunn, 1993) описывает 5 основных измерений, по которым различаются отношения между детьми в одной семье. Это соперничество (1), привязанность (2), близость, откровенность и шутливые отношения (3); общие фантазии (4); взаимность и взаимная дополнительность отношений (5), благодаря чему поддерживается их хрупкое равновесие. Например, некоторые дети уже в 2 года так привязываются к своим братьям и сёстрам, что весьма остро переживают их отсутствие. А при встрече с ними приходят в восторг и вместе исследуют бесконечное разнообразие окружающего мира. Привязанность сиблингов друг к другу по прочности может соперничать с привязанностью родителей к ребёнку. Но некоторые братья и/или сёстры практически не находят общих занятий, и каждый живёт в своей эмоциональной сфере. В то же время от четверти до трети сиблингов играют друг с другом, воображая себя кем-либо, и в этом общем воображаемом мире каждый является полноправным партнёром.
Предыдущие поколения психологов выдвинули различные предположения о влиянии порядка рождения на личность ребёнка; современные исследования часто расходятся с ними. Установлено, что нет таких индивидуальных особенностей, которые зависели бы только от порядка рождения. И сиблинги, выросшие в одной семье, могут так же сильно отличаться друг от друга, как дети из различных семей (Plomin, & Daniels, 1987). Одна из причин отличия каждого ребёнка от его братьев и/или сестёр – это необходимость для каждого определить и упрочить личную идентичность (Dreikurs, & Soltz, 1964). И если старший ребёнок серьёзен и прилежен, то младший может стать шумливым и непоседливым. Девочка, у которой четверо сестёр и ни одного брата, может отвоевать себе нишу в семейной жизни, приняв маскулинную роль.
|
|
Другая причина индивидуации – это уникальность личного опыта на фоне общих событий для всех братьев и сестёр. У каждого ребёнка – сугубо личные переживания происходящего, неведомые остальным. По мнению Роберта Пломина из Пенсильванского университета, «членов одной семьи объединяет скорее ДНК, чем общий опыт. Значимые эффекты воздействия среды специфичны для каждого ребёнка». Какая-то часть личного опыта связана с порядком рождения. Например, первенец, по сравнению с остальными, может получить больше тепла и внимания. Другая же часть личного опыта (в связи с болезнью, изменениями рода занятий взрослых и финансового положения семьи, с отношениями со сверстниками) никак не сопряжена с порядком рождения (Bower, 1991). В общем же, порядок рождения не оказывает однозначного, постоянного и предсказуемого воздействия на личность.
Правда, во многих исследованиях обнаружено влияние его на интеллект и достижения ребёнка. Здесь первенцы имеют явное преимущество – у них более высокий коэффициент интеллекта, а в школе и в последующей карьере они достигают лучших результатов. Столь же высокие достижения могут быть и у единственных детей в семье, но их коэффициент интеллекта в среднем немного ниже, чем у старших детей из семей, где два или три ребёнка (Zajonc, & Markus, 1975). Одно из объяснений такого результата: единственные дети не имели возможности играть роль учителя для своих младших братьев и сестёр. А это – важный фактор интеллектуального развития ребёнка (Zajonc, & Hall, 1986).
Однако сопряжённость коэффициента интеллекта с порядком рождения выражена слабо. И она гораздо больше, когда учитывается размер семьи. Чем больше детей в семье, тем ниже коэффициент их интеллекта, тем реже они заканчивают высшие учебные заведения. Такое соотношение сохраняется и при контроле факторов структуры семьи и её дохода (Blake, 1989). Структура семьи (полная семья или нет) и её доход влияют на коэффициент интеллекта и достижения детей в бóльшей степени, чем порядок рождения или количество детей (Ernst, & Angst, 1983).
Старшие братья и/или сёстры являются для младших важными образцами. Если у мальчика есть старший брат или у девочки – старшая сестра, то они проявляют более типичное длясвоего пола поведение, чем дети, пол которых не совпадает с полом старших детей в семье. Чистый эффект фактора «статус сиблинга» зависит от разницы в возрасте между детьми. Чем ближе они по возрасту, тем сильнее влияют отношения сиблингов на их развитие. И всегда перед каждым ребёнком в семье встаёт задача формирования собственной Я-концепции.