Воля слепых

Человек — и это одна из его специфических особенностей — яв­ляется субъектом волевого поведения. Морально воспитанная во­ля, будучи регулирующей стороной сознания, проявляется в спо­собности человека совершать целенаправленные действия, преодо­левая трудности. Отсюда понятна огромная значимость воли для человека вообще, а тем более для человека, имеющего дефект зрения и встречающего поэтому на своем пути неизмеримо боль­шее количество трудностей, чем зрячий.

В дореволюционной тифлопсихологии был широко распростра­нен взгляд, согласно которому безволие является характе­рологической чертой слепых. «Слепой поражает своей апатич­ностью, отсутствием воли, невозможностью пробудить его к дея­тельности», — писал выдающийся русский тифлопедагог А. И. Скребицкий. Этому и аналогичным ему высказываниям давался ряд обоснований: во-первых, слепота препятствует активному участию в деятельности; во-вторых, чрезмерные трудности, испытываемые слепыми, приводят к отказу от решения намеченной задачи; в-третьих, ограниченные материальные, а тем более культурные потребности не стимулируют слепых к волевой деятельности.

С другой стороны, можно предположить, что наличие трудностей, с которыми ежечасно сталкивается слепой, должно упраж­нять и укреплять его волю. «Именно на такой позиции находился Мольденгауэр, который писал: «...можно наблюдать, что усилен­ные препятствия, которые должен преодолевать слепой для дости­жения поставленной цели, приводят в действие всю его энергию, всю силу его воли и что таким путем его воля закаляется».

Это сложное взаимодействие причин, с одной стороны, тормозя­щих, а с другой — стимулирующих развитие воли, обусловливало отмечавшиеся тифлологами резкие индивидуальные различия сле­пых в данной сфере психики, различия,» выходящие, как утверждал К. Бюрклен, «за пределы минимальных и максимальных границ, так как среди слепых встречаются индивидуумы как с огромной, так и с очень ослабленной силой воли». Действительно, среди слепых можно встретить людей, обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим наблюдать такие дефекты воли, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм. Особо сложные и труднокорригируемые дефекты воле­ вой сферы наблюдаются у лиц, потерявших зрение в результате перенесенных черепно-мозговых заболеваний. В этих случаях дефек­ты воли часто имеют патологический характер (абулия, резко вы­раженный негативизм и т. д.).

Резкие, иногда полярно противоположные индивидуальные раз­личия в волевой сфере слепых связаны в первую очередь с усло­виями семейного и школьного воспитания. Включение ребенка в игровую, а затем учебную и трудовую деятельность, упражнения в волевых поступках, формирование коммунистической идейности и нравственности как основы морально воспитанной воли и дру­гие общие для слепых и зрячих условия формирования волевых свойств личности, а также самовоспитание позволяют преодолеть возникающие при слепоте и препятствующие развитию воли ус­ловия.

Таким образом, отмеченные К. Бюркленом выходящие за ми­нимальные и максимальные по сравнению с нормой пределы ин­дивидуальные различия слепых в волевой сфере являются след­ствием не слепоты, а воспитания.

Воспитание воли в специальной школе является необходимым и одним из важнейших компонентов учебно-воспитательной рабо­ты, так как только при наличии высокоразвитых волевых свойств (самостоятельность, целеустремленность, настойчивость и т. п.) слепой может преодолеть болезненные реакции на слепоту и воз­никающие перед ним многочисленные трудности в процессе позна­вательной, трудовой деятельности, в быту и стать полноценным членом общества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: