Двойственность управления персоналом

Цели управления персоналом и их иерархия.

Управление персоналом как научная дисциплина.

Под управлением персонала, или менеджментом персонала, понимается система видов деятельности, прежде всего руководящей, как отдельных менеджеров, так и всего аппарата управления.

Предметом научных исследований являются трудовые отношения и поведение человека в организации. Такие исследования проводятся:

  1. на уровне управленческих процессов, в которые непосредственно включен человек;
  2. на уровне организаций (предприятий) как систем по достижению определенных целей с помощью людей и их действий;
  3. на уровне самого человека как личности и обязательного участника производственных отношений.

Управление персоналом как научная дисциплина связана со многими областями человеческой деятельности:

· лидерство;

· конфликтология;

· этика;

· кратология;

· трудовое право;

· социология;

· психология;

· организация труда

Менеджмент персонала имеет три уровня, или измерения. Они обусловлены различными масштабами задач и времени их выполнения: оперативный, тактический и стратегический менеджмент персонала.

Цели кадрового менеджмента – это часть целей предприятия. Особенностью целей менеджмента и прежде всего целей управления персоналом состоит в том, что необходимо учитывать не только целевые концепции предприятия, но и индивидуальные цели сотрудников. Последние не должны находится вне кадровой политики. Основной принцип кадрового менеджмента заключается в том, чтобы при возникновении конфликтов искать компромиссы между целями сотрудников и организации, а не отдавать предпочтение целям последней.

Глобальная цель управления персоналом состоит в формировании, развитии и реализации с наибольшей эффективностью кадрового потенциала организации.

Это означает улучшение работы каждого сотрудника, чтобы он оптимальным образом наращивал и использовал свой потенциал и тем самым содействовал достижению целей предприятия, а также поддерживал деятельность других сотрудников в этом направлении.

Основу концепции управления персоналом составляет человек как объект управления. Управление персоналом есть непосредственная деятельность не только менеджеров кадровых служб, но и руководителей всех подразделений. Предметом труда в этом случае становится человек как источник и носитель информации.

В теории менеджмента в качестве предмета труда принято использовать релевантную информацию, а человек рассматривается как субъект управления, который имеет отношение к одному из этапов процесса принятия решения. Поэтому как наука менеджмент предназначен для менеджеров, а управление персоналом – для более широкого круга пользователей, для всего персонала.

И наоборот, как практика, менеджмент охватывает всех сотрудников организации, управление персоналом – это практика только кадровых служб ( централизованное управление персоналом) и руководителей подразделений ( децентрализованный кадровый менеджмент).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: