Задачи развития персонала.
Тема 8. Развитие персонала.
8.1. Задачи развития персонала.
8.2. Система и последовательность развития персонала.
8.3. Стратегическое развитие персонала.
8.4. Индивидуальное, групповое и организационное развитие.
Качественное изменение роли человека в современном производстве диктует необходимость профессионального развития персонала как важнейшего ресурса организации. Это важнейшее условие успешного развития организации и особенно актуально в современном мире.
Цель развития персонала представляет собой приобретение новых знаний и навыков, с целью более эффективного достижения поставленных целей организации. Основой этого развития является потребность в новых, образованных сотрудниках, для которых разрабатываются планы их дальнейшего развития, приобретения необходимой профессиональной квалификации и производственного опыта.
Задачами развития персонала являются:
- Повышение квалификации с целью выпуска новой продукции, правильного использования, техобслуживания и ремонта средств производства, и т.д.
- Способность к коммуникации, работе в группе.
- Осознание значения возрастающей роли трудовой, технологической, финансовой, производственной рабочей дисциплины в смысле точного выполнения действий, обеспечивающих безошибочную работу станка, установки, подразделения или предприятия.
- Формирование ответственности как системного качества сотрудников и развитие ее видов.
- Самостоятельное развитие персоналом своих профессиональных навыков и знаний.
Комплекс элементов, содействующий повышению кадрового потенциала организации в соответствии с её целями, называется системой развития персонала данной организации.
|
|
К числу элементов системы развития персонала относятся:
· элементы организационной структуры;
· элементы развития кадрового потенциала;
· элементы развития личностного потенциала;
· информационные элементы.
Процесс профессионального обучения включает следующие стадии:
1. Определение потребностей в профессиональном обучении. Потребности профессионального обучения, связанные с выполнением производственных обязанностей, определяются на основе заявок руководителей подразделений и самих работников, путем проведения опросов руководителей и специалистов, анализа результатов работы организации, тестирования сотрудников, и индивидуальных планов развития.
2. Формирование бюджета для профессионального обучения. Целесообразно выделить два фактора влияющих на величину бюджета: потребности компании в обучении и её финансовое состояние.
|
|
3. Определение целей и критерий оценки профессионального обучения. Цели обучения должны быть:
- Конкретными;
- Ориентированными на получение практических навыков;
- Поддающимися оценке.
4. Разработка или выбор программы профессионального обучения. При разработке или выборе программ обучения необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Актуальность;
- Участие;
- Повторение;
- Обратная связь.
Также необходимо выделить факторы, мотивирующие сотрудников к обучению:
- Стремление сохранить работу;
- Желание получить повышение;
- Заинтересованность в повышение заработной платы;
- Интерес к самому процессу получения новых знаний и навыков;
- Желание установить контакты с другими участниками программы.
5. Выбор методов обучения. Все методы обучения можно разделить на две группы:
- Обучение непосредственно на рабочем месте: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.
- Обучение вне рабочего места: чтение лекций, проведение практических занятий, тренингов, деловых игр, и т.д.
6. Реализация процесса профессионального обучения. Необходимо отметить, каков бы ни был уровень квалификации обучаемых работников, данный процесс следует постоянно контролировать и своевременно координировать.
7. Приобретение новых знаний и навыков сотрудниками в процессе обучения. Приобретая новые знания и навыки необходимо их апробировать на практике, с целью их закрепления.
8. Оценка эффективности обучения. Один из вариантов оценки эффективности может быть основан на теории человеческого капитала, в соответствии с которой знаний и квалификация наемных работников рассматриваются как принадлежащий им и приносящий доход капитал, а затраты времени и средств на приобретение этих знаний и навыков – инвестиции в него. Другой подход оценки эффективности обучения связан с выделением результатов обучения для разных субъектов с оценкой их качества.