Метод мозговой атаки. Методы, направленные на активизацию использования опыта и интуиции специалистов

Методы, направленные на активизацию использования опыта и интуиции специалистов

Концепция мозговой атаки получила широкое рас­пространение с начала 50-х годов как метод систематической тренировки творческого мышления, нацелен­ный на открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления.

Преимуществами методов мозговой атаки являют­ся сочетание логики и интуиции, научной фантазии и скрупулезного расчета; собрание людей различных специальностей, практического опыта, научного темперамента, индивидуальных качеств, и, как следствие, владеющих различными методами исследования.

Обычно при проведении мозговой атаки на этапе генерации идей стараются соблюдать определенные правила, суть которых сводится к тому, чтобы:

ü обеспечить как можно большую свободу мышле­ния участников «мозговой атаки» и высказывания ими новых идей;

ü приветствовать любые идеи, даже если вначале они кажутся сомнительными или абсурдными (обсуждение и оценка идей производится позднее), поощ­рение идей в виде смелых и необычных замыслов и свободных ассоциаций;

ü не допускать критики, не объявлять ложной и не прекращать обсуждение ни одной идеи;

ü высказывать как можно больше идей, особенно нетривиальных;

ü стараться создавать как бы цепные реакции идей, то есть высказываемые замыслы и идеи необходи­мо комбинировать и улучшать.

Этап обсуждения и оценки идей основан на учете определенных принципов. К ним относятся:

ü принцип полноты анализа идей и их обобще­ния. Ни одна идея, даже самая абсурдная, не исключается из практического анализа. Все идеи подлежат классификации и обобщению. Часто аналитическое обобщение дает удачные результаты; принцип аналитического потенциала. Группа специалистов, оценивающих идеи, должна в своем составе содержать аналитиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели и сферу исследования;

ü принцип критериальной четкости в оценивании и анализе идей. Чтобы оценки были объектив­ными, должны быть сформулированы предель­но четкие критерии, которыми руководствуют­ся все члены, принимающие участие в мозговой атаке. Среди основных выделяют: соответствие цели исследования, рациональность, реальность, обеспеченность ресурсами;

ü принцип конкретизации идеи. Некоторые пер­воначально высказанные идеи нуждаются в своем уточнении, конкретизации, дополнении. Решение по идее этого типа принимается пос­ле соответствующей ее доработки;

ü принцип конструктивизма, предполагающий ориентировать идеи на построение концепции, программы действий, а также осуществлять увязку идей;

ü принцип позитивизма в анализе идей. Анализ можно проводить на принципах позитивизма и негативизма. Первый ориентирует на поиск ра­ционального, позитивного, конструктивного в любых его проявлениях. Второй направлен на установку критических оценок, скептицизма, жесткости практических критериев.

В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают:

ü прямую мозговую атаку;

ü метод обмена мнениями;

ü методы типа комиссий, судов (когда одна груп­па вносит как можно больше решений, а вто­рая старается их максимально критиковать);

ü синектический штурм. Этот метод дает возмож­ность отыскать преимущественно наиболее оригинальные решения, но не позволяет решать слишком специальные творческие задачи. Про­цедура предусматривает обдумывание проблемы участниками и фиксацию (бланки, рабочие тетради) конкретных шагов по ее решению:

а) избрание лидера и его сообщение о путях реше­ния задачи;

б) сообщение каждого участника творческой группы по решению задачи;

в) творческая дискуссия, руководимая избранным лидером;

г) согласование соображений участников дискуссий и разработка модели решения задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: