Метод организованных стратегий в определенной мере помогает преодолевать инерцию мышления. В его основе лежит принцип самоуправления личности при выборе новых стратегий решения творческой задачи, принцип отстранения, т. е. рассмотрение объекта, предмета, процесса всякий раз с неожиданно новой точки зрения.
Эвристическими правилами метода организованных стратегий являются:
Спонтанность, то есть в процессе решения творческой задачи записываются все спонтанно возникающие идеи (стратегии).
Наряду с использованием предлагаемых далее организованных стратегий, используются и проверяются спонтанно возникающие стратегии.
Помните, что часто одна или несколько организованных стратегий хорошо дополняются возникающими стратегиями.
Выделяют следующие организационные стратегии.
1. Стратегия функционально-целевого анализа
ü Для чего это нужно сделать? (Анализ потребностей).
ü Что нужно сделать? (Каковы цели решения задачи).
ü Почему следует это сделать? (Анализ и синтез причин).
|
|
ü Где следует это сделать? (Уточнение места действия).
ü Когда это можно сделать? (Время действия).
ü С помощью чего? (Средство).
ü Как это сделать? (Метод).
2. Стратегия анализа противоречия
ü Проанализируйте противоречие как оно есть, т. е. его исходное состояние.
ü Сформулируйте суть противоречия.
ü Усильте противоречие, т. е. доведите его до степени конфликта.
ü Рассмотрите противоречие в динамике с начала его возникновения.
ü Осмыслите наиболее вероятностные процедуры разрешения противоречия.
ü Проанализируйте, что произойдет, если противоречие будет разрешаться самотеком.
ü Выявите условие, при котором можно управлять процессом разрешения противоречия.
3. Стратегия преодоления барьера
ü Устраните препятствие.
ü Обойдите препятствие.
ü Разрешите препятствие.
ü Частично воздействуйте на препятствие.
ü Усильте препятствие.
ü Преодолейте препятствие по этапам.
ü Воздействуйте на препятствие с неожиданно-новой позиции.
4. Стратегия использования информации
ü Используйте известную вам информацию, применимую для решения данной задачи.
ü Соберите дополнительную информацию из смежных видов деятельности.
ü Используйте опыт других.
ü Преобразуйте информацию с учетом специфики задачи. Избавьтесь от второстепенной задачи, если таковая имеется.
ü Проверьте достоверность, точность и надежность информации.
ü Используйте принципиально новую информацию.
5. Стратегия поиска идеи, противоположной общепринятой или наиболее очевидной
ü Если в процессе решения задачи все стремились:
|
|
а) уменьшить что-то, то не лучше ли увеличить?
б) ускорить что-то, то не лучше ли замедлить?
в) расширить поле поиска, то не целесообразнее ли его сузить?
г) рассмотреть явление в статике, то не рассмотреть
ли его в динамике?
д) проанализировать прошлое, то не лучше ли осмыслить, что произойдет в будущем?
е) соединить элементы, то нет ли возможности оставить их разъединенными?
ж) решить задачу сразу, то не лучше ли решить ее по частям?
6. Стратегия оценочных суждений
ü Оцените сложность и трудность исходной ситуации.
ü Уточните критерии, по которым будут оцениваться суждения.
ü Оцените результаты наиболее важных этапов работы.
ü Оцените степень риска.
ü Оцените достоинства и недостатки каждого варианта решения.
ü Сравните и оцените наиболее оригинальные варианты решения задачи.
ü Сравните эталон — конечный результат — с наиболее оригинальным и оптимальным вариантом.
Для облегчения выбора методов исследования систем управления можно поставить классификацию методов в соответствие с классификацией систем по уровню организованности. Однако необходимо заметить, такое сопоставление является условным.
Для исследования класса хорошо организованных систем можно использовать аналитические методы, а в случае затруднений — графические методы. Классу плохо организованных систем в данной классификации соответствуют статистические методы, методы, направленные на активизацию использования опыта и интуиции специалистов, логические методы, а в качестве вспомогательных можно использовать аналитические и графические. Для исследования класса самоорганизующихся систем применяются теоретико-множественные, логические, лингвистические и методы, направленные на активизацию использования опыта и интуиции специалистов.