Место подвижных игр в программе физического воспитания школьников

Классификация подвижных игр

Широкое применение подвижных игр в педагогической практике, нередко требует их классификации, создания группировок, то есть целенаправленного подбора их по определённым признакам для решения различных педагогических задач, которые ставятся в процессе работы. Это помогает ориентироваться в возникающих ситуациях, служит основой для наблюдений, обобщающих выводы и прогнозы.

В разных источниках подвижные игры имеют свою классификацию исходя из решаемых задач и используемых методов тем или иным автором.

К примеру, И.М. Коротков (1979) применил условную группировку игр по признаку взаимодействия занимающихся (с контактом и без контакта). К первой группе относятся игры, где участники вступают в активное единоборство «Караси и щука», «Бой петухов», «Борьба за мяч» и др. Ко второй группе можно отнести игры без соприкосновения с командой противника «Перестрелка», «Лапта», «Охотники и утки». Третья группа – эстафеты, в которых действия каждого участника имеют одинаковую направленность при выполнении определённых заданий.

Другим автором М.Н. Мельниковым (1987) была предложена следующая классификация. Он выделяет две основные группы подвижных игр. В первую группу вошли игры соревновательного характера на проявление ловкости, силы, быстроты бега, меткости, умений прыгать, владеть мячом, скакать через верёвочку и т.д. Во вторую группу были включены игры несущие художественный образ. Рассматривая вторую группу как ролевые игры М.Н. Мельников классифицирует их по принципу систематизации, учитывающему их эстетическую сущность. Определяющими признаками представляются структура игры и способ воплощения художественного образа. На основании этих признаков игры, имеющие художественное значение, были разделены на четыре типологические группы: формальные ролевые игры с игровым припевом (сюда относятся и игры, имеющие одновременно игровой припев и игровой приговор: «Каравай»); формальные игры с игровым поэтическим приговором («Коршун», «Селезень», «Горелки»); формальные ролевые игры без устойчивого поэтически организованного текста («Чародей», «Волк и козлята», «Крынки»); игры-импровизации.

В сборнике М.М. Корторовича и Л.И. Михайловой (1961), предлагается разделить подвижные игры по степени вызывающего мышечного напряжения: на игры большой, средней и малой подвижности.

У А.В. Кенемана, Д.В. Хухлаевой (1985), Т.И. Осокиной (1978) и др. авторов сборников по подвижным играм существует своё видение классификации подвижных игр. Они предложили группировать подвижные игры по признаку преобладающего в игре движения. Таким образом, подвижные игры были поделены на игры с правилами и игры с элементами спортивных игр. В игры с правилами вошли сюжетные подвижные игры («У медведя во бору», «Гуси», «Зайцы и волк» и др.), бессюжетные подвижные игры для большой группы детей («Ловишки», «Перебежки») и для небольших групп («Кегли», «Серсо», «Кольцеброс»). Что касается игр с элементами спортивных игр, то эту группу составляют игры с включением элементов спортивных игр: бег с ведением баскетбольного, футбольного мяча, ведение шайбы (мяча) клюшкой, передачи мячей и др.

Е.А. Тимофеева (1979) располагает подвижные игры также как и у предыдущих авторов, по признаку преобладающего в игре движения, однако в первую группу (игры с правилами) она добавляет игры-забавы и аттракционы. Эти игры выполняются как в произвольной форме (катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам), так и в игровой (прятки, бег в мешках, с завязанными глазами ударить по мячу ногой и др.), где участниками являются двое, трое ребят, остальные зрители.

В современных источниках И.М. Коротков, Л.В. Былеева, Р.В. Климкова и др. авторов (2002) предлагается распределить игры по видам и по физическим качествам: игры ролевые, творческие или вольные и организованные подвижные игры с установленными правилами. Последние включают в себя: а) простые, некомандные подвижные игры или личные, б) более сложные, переходные к командным подвижным играм «Перебежки с пленом», в) командные подвижные игры «Мяч капитану», «Русская лапта».

Исходя из вышеперечисленных авторами систематизаций подвижных игр, мы предлагаем наиболее полную в плане раскрываемости особенностей подвижных игр классификацию:

1. Подвижные игры с правилами.

- сюжетно-ролевые игры строятся на основе опыта детей, двигательного навыка. В них используются знания об окружающем мире, о повадках животных, явлениях природы, транспорте («Гуси-лебеди», «Жмурки» и др.);

- другие игры не имеют зафиксированного сюжета. Они ос­нованы либо на выполнении играющими конкретных двигательных заданий («Догоните меня», «В воротики» и др.), либо на действиях с предметами («Классы», «Бабки»).

2. Эстафеты (игры представляющие собой соревновательный момент).

3. Игры-забавы проводятся в основном на вечерах, досугах и праздниках – весёлое зрелище, развлечение для детей и взрослых доставляющее много радости, но и в тоже время они требуют от участников проявления двигательных умений ловкости, сноровки.

4. Игры с пением и хороводные чаще всего строятся на основе народных песен и плясок, они оказывают большое эмоциональное воздействие, способствуют плавности, ритмич­ности, выразительности движений детей «Ручеёк».

5. Игры спортивного характера (элементы спортивных игр) связаны с овладением, закреплением и совершенствованием детьми среднего и старшего дошкольного, а также школьного возраста техники некоторых спортивных игр. Они обогащают двигательный опыт детей способами действий, необходимыми для участия в спортивных играх (городки, волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хок­кей).

Для каждой из этих классификаций подвижных игр характерна некоторая общность. Все игры определяются интересной фабулой, максимальной или незначительной двигательной активностью, использованием стандартного или нестандартного инвентаря и имеющимися определёнными правилами. Нельзя утверждать, что та или иная классификация совершенна, но она необходима педагогам в их дальнейшей работе и самостоятельной группировки подвижных игр в соответствии с теми целями, которые ставятся на занятиях.

В средней общеобразовательной школе занятия подвижными играми направлены на решение учебно-воспитательных и оздоровительных задач. При планировании следует руководствоваться требованиями программы по годам обучения. Игры могут изменяться и дополняться в зависимости от условий работы в школе. Необходимо учитывать национальный состав занимающихся и использовать национальные игры в зависимости от географических условий, подготовленности занимающихся, мест занятий и оборудования.

Наметив перечень игр на год, надо распределить их по четвертям с учётом планирования всего учебного материала. В 1-й и 4-й четвертях уроки физкультуры, а также перемены дети проводят на пришкольной площадке, поэтому в план включаются игры с метанием на дальность, с бегом на различные дистанции, с бегом в рассыпную: «Свечи», «Все в поле», «Русская лапта».

Во 2-й и 3-й четвертях, а также частично 1-й и 4-й, когда занятия проводятся в помещениях, намечаются игры, не требующие много места. В основу учебного материала включаются игры с основами гимнастики: равновесия, чувства ритма, ориентировки в пространстве, воспитывается координация движений.

Игровой материал по объёму занимает значительное место в комплексной программе по физическому воспитанию школьников. Подвижные игры представлены во всех четырёх частях программы.

Часть 1-я. «Уроки физической культуры». Раздел «Подвижные игры» является обязательным в программе 1-4 классов. При этом отмечается, что «подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений». В каждом классе начальной школы на подвижные игры выделяется по 12 часов учебного времени. Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. Эта группировка представлена в специальной таблице. В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

С 5-го по 9-й класс раздел «Подвижные игры» сохраняется в качестве дополнительного к разделу «Спортивные игры». При выборе материала вариативной части предпочтение следует отдавать национальным подвижным играм.

Часть 2. «Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продлённого дня». В этой части рекомендовано проведение подвижных игр, разученных на уроках. Игры проводятся для учеников 1-9 классов на удлинённых переменах и ежедневных занятиях в группах продлённого дня.

Часть 3. «Внеклассная работа». В этой части предполагается проведение подвижных игр в группах и кружках ОФП, кружках физической культуры, спортивных секциях.

Часть 4.«Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Здесь определяется проведение подвижных игр, «Весёлых стартов» на ежемесячных днях здоровья, спортивных праздниках, соревнованиях.

При планировании как по четвертям, так и поурочно, надо предусматривать последовательность и повторяемость прохождения игрового материала. В начале учебного года в каждом классе проводятся более лёгкие по содержанию игры, а к концу их усложняют.

В конце учебного года преподаватель учитывает качество усвоенного материала и делает соответствующие выводы для планирования игр на следующий учебный год.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: