Классификация подвижных игр
Широкое применение подвижных игр в педагогической практике, нередко требует их классификации, создания группировок, то есть целенаправленного подбора их по определённым признакам для решения различных педагогических задач, которые ставятся в процессе работы. Это помогает ориентироваться в возникающих ситуациях, служит основой для наблюдений, обобщающих выводы и прогнозы.
В разных источниках подвижные игры имеют свою классификацию исходя из решаемых задач и используемых методов тем или иным автором.
К примеру, И.М. Коротков (1979) применил условную группировку игр по признаку взаимодействия занимающихся (с контактом и без контакта). К первой группе относятся игры, где участники вступают в активное единоборство «Караси и щука», «Бой петухов», «Борьба за мяч» и др. Ко второй группе можно отнести игры без соприкосновения с командой противника «Перестрелка», «Лапта», «Охотники и утки». Третья группа – эстафеты, в которых действия каждого участника имеют одинаковую направленность при выполнении определённых заданий.
|
|
Другим автором М.Н. Мельниковым (1987) была предложена следующая классификация. Он выделяет две основные группы подвижных игр. В первую группу вошли игры соревновательного характера на проявление ловкости, силы, быстроты бега, меткости, умений прыгать, владеть мячом, скакать через верёвочку и т.д. Во вторую группу были включены игры несущие художественный образ. Рассматривая вторую группу как ролевые игры М.Н. Мельников классифицирует их по принципу систематизации, учитывающему их эстетическую сущность. Определяющими признаками представляются структура игры и способ воплощения художественного образа. На основании этих признаков игры, имеющие художественное значение, были разделены на четыре типологические группы: формальные ролевые игры с игровым припевом (сюда относятся и игры, имеющие одновременно игровой припев и игровой приговор: «Каравай»); формальные игры с игровым поэтическим приговором («Коршун», «Селезень», «Горелки»); формальные ролевые игры без устойчивого поэтически организованного текста («Чародей», «Волк и козлята», «Крынки»); игры-импровизации.
В сборнике М.М. Корторовича и Л.И. Михайловой (1961), предлагается разделить подвижные игры по степени вызывающего мышечного напряжения: на игры большой, средней и малой подвижности.
У А.В. Кенемана, Д.В. Хухлаевой (1985), Т.И. Осокиной (1978) и др. авторов сборников по подвижным играм существует своё видение классификации подвижных игр. Они предложили группировать подвижные игры по признаку преобладающего в игре движения. Таким образом, подвижные игры были поделены на игры с правилами и игры с элементами спортивных игр. В игры с правилами вошли сюжетные подвижные игры («У медведя во бору», «Гуси», «Зайцы и волк» и др.), бессюжетные подвижные игры для большой группы детей («Ловишки», «Перебежки») и для небольших групп («Кегли», «Серсо», «Кольцеброс»). Что касается игр с элементами спортивных игр, то эту группу составляют игры с включением элементов спортивных игр: бег с ведением баскетбольного, футбольного мяча, ведение шайбы (мяча) клюшкой, передачи мячей и др.
|
|
Е.А. Тимофеева (1979) располагает подвижные игры также как и у предыдущих авторов, по признаку преобладающего в игре движения, однако в первую группу (игры с правилами) она добавляет игры-забавы и аттракционы. Эти игры выполняются как в произвольной форме (катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам), так и в игровой (прятки, бег в мешках, с завязанными глазами ударить по мячу ногой и др.), где участниками являются двое, трое ребят, остальные зрители.
В современных источниках И.М. Коротков, Л.В. Былеева, Р.В. Климкова и др. авторов (2002) предлагается распределить игры по видам и по физическим качествам: игры ролевые, творческие или вольные и организованные подвижные игры с установленными правилами. Последние включают в себя: а) простые, некомандные подвижные игры или личные, б) более сложные, переходные к командным подвижным играм «Перебежки с пленом», в) командные подвижные игры «Мяч капитану», «Русская лапта».
Исходя из вышеперечисленных авторами систематизаций подвижных игр, мы предлагаем наиболее полную в плане раскрываемости особенностей подвижных игр классификацию:
1. Подвижные игры с правилами.
- сюжетно-ролевые игры строятся на основе опыта детей, двигательного навыка. В них используются знания об окружающем мире, о повадках животных, явлениях природы, транспорте («Гуси-лебеди», «Жмурки» и др.);
- другие игры не имеют зафиксированного сюжета. Они основаны либо на выполнении играющими конкретных двигательных заданий («Догоните меня», «В воротики» и др.), либо на действиях с предметами («Классы», «Бабки»).
2. Эстафеты (игры представляющие собой соревновательный момент).
3. Игры-забавы проводятся в основном на вечерах, досугах и праздниках – весёлое зрелище, развлечение для детей и взрослых доставляющее много радости, но и в тоже время они требуют от участников проявления двигательных умений ловкости, сноровки.
4. Игры с пением и хороводные чаще всего строятся на основе народных песен и плясок, они оказывают большое эмоциональное воздействие, способствуют плавности, ритмичности, выразительности движений детей «Ручеёк».
5. Игры спортивного характера (элементы спортивных игр) связаны с овладением, закреплением и совершенствованием детьми среднего и старшего дошкольного, а также школьного возраста техники некоторых спортивных игр. Они обогащают двигательный опыт детей способами действий, необходимыми для участия в спортивных играх (городки, волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей).
Для каждой из этих классификаций подвижных игр характерна некоторая общность. Все игры определяются интересной фабулой, максимальной или незначительной двигательной активностью, использованием стандартного или нестандартного инвентаря и имеющимися определёнными правилами. Нельзя утверждать, что та или иная классификация совершенна, но она необходима педагогам в их дальнейшей работе и самостоятельной группировки подвижных игр в соответствии с теми целями, которые ставятся на занятиях.
В средней общеобразовательной школе занятия подвижными играми направлены на решение учебно-воспитательных и оздоровительных задач. При планировании следует руководствоваться требованиями программы по годам обучения. Игры могут изменяться и дополняться в зависимости от условий работы в школе. Необходимо учитывать национальный состав занимающихся и использовать национальные игры в зависимости от географических условий, подготовленности занимающихся, мест занятий и оборудования.
|
|
Наметив перечень игр на год, надо распределить их по четвертям с учётом планирования всего учебного материала. В 1-й и 4-й четвертях уроки физкультуры, а также перемены дети проводят на пришкольной площадке, поэтому в план включаются игры с метанием на дальность, с бегом на различные дистанции, с бегом в рассыпную: «Свечи», «Все в поле», «Русская лапта».
Во 2-й и 3-й четвертях, а также частично 1-й и 4-й, когда занятия проводятся в помещениях, намечаются игры, не требующие много места. В основу учебного материала включаются игры с основами гимнастики: равновесия, чувства ритма, ориентировки в пространстве, воспитывается координация движений.
Игровой материал по объёму занимает значительное место в комплексной программе по физическому воспитанию школьников. Подвижные игры представлены во всех четырёх частях программы.
Часть 1-я. «Уроки физической культуры». Раздел «Подвижные игры» является обязательным в программе 1-4 классов. При этом отмечается, что «подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений». В каждом классе начальной школы на подвижные игры выделяется по 12 часов учебного времени. Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. Эта группировка представлена в специальной таблице. В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
|
|
С 5-го по 9-й класс раздел «Подвижные игры» сохраняется в качестве дополнительного к разделу «Спортивные игры». При выборе материала вариативной части предпочтение следует отдавать национальным подвижным играм.
Часть 2. «Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продлённого дня». В этой части рекомендовано проведение подвижных игр, разученных на уроках. Игры проводятся для учеников 1-9 классов на удлинённых переменах и ежедневных занятиях в группах продлённого дня.
Часть 3. «Внеклассная работа». В этой части предполагается проведение подвижных игр в группах и кружках ОФП, кружках физической культуры, спортивных секциях.
Часть 4.«Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Здесь определяется проведение подвижных игр, «Весёлых стартов» на ежемесячных днях здоровья, спортивных праздниках, соревнованиях.
При планировании как по четвертям, так и поурочно, надо предусматривать последовательность и повторяемость прохождения игрового материала. В начале учебного года в каждом классе проводятся более лёгкие по содержанию игры, а к концу их усложняют.
В конце учебного года преподаватель учитывает качество усвоенного материала и делает соответствующие выводы для планирования игр на следующий учебный год.