Lettre 1. Как видим, Платон создает как бы удвоенный мир

III

Благо

Как видим, Платон создает как бы удвоенный мир. Только земной мир своей пирамидой обращен вниз, а высший мир идей пирамидой вверх. Удвоение мира и есть подлинный идеализм. Платон, не найдя справедливости и истины в земном мире создает мир идеальный, в котором так ясны и понятны благо, истина, красота.

Удвоение мира имеет в системе Платона несколько значений. Во-первых, через иерархию мира идей становится понятным как происходит переход от практики к теории, как осуществляются операции создания абстрактных категорий, например таких, как красота, благо, истина. Во-вторых, через перевернутую пирамиду «мира кажущегося» Платон показывает, как в реальной жизни глубоко спрятаны от нас подлинные ценности. Ведь только в ходе длительного жизненного опыта человек понимает, что истинно, а что нет. И многое, за чем человек гнался в юные годы, со временем становится неважным и неистинным. Остаются лишь несколько ценностей, которые люди и называют благом: любовь, друзья, книги.

Таким образом, Платон четко определяет отношения между миром идей и материей. Очевидно, что для него идеи первичны, а материя вторична. Мир идей обладает следующими характеристиками. Он: 1) постоянен (т.е. не меняется, идеи не могут изменить ту форму, которую они имеют), 2) активен, 3) находится в постоянном движении (т.е. идеи перемещаются с места на место, для того, чтобы соприкасаться с материей).

В свою очередь материя также обладает рядом постоянных признаков. Она: 1) хаотична и бесформенна, 2) инертна (т.е. не может сама себя приводить в движение, для этого ей обязательно нужна идея). Словом, материя существует только тогда, когда на нее воздействует идея.

Последним крупным философом Античности был Аристотель (IV в. до н.э.). Он был учеником Платона и учителем Александра Македонского. Аристотель обладал уникальными знаниями в самых разных областях. Это был человек энциклопедической образованности. Ученые считают, что он был создателем науки. Во всяком случае, Аристотель впервые в истории науки систематизировал все существовавшие в его время знания по разделам и дал им названия. Науки о живой природе он назвал ботаникой, науки о неживой природе, использующие опыт, наблюдения, эксперимент он назвал физикой. Науки о том, что недоступно опыту, а достигается только умозаключениями, он назвал метафизикой (метафизика — то, что после физики). К числу таких объектов, которые находятся после физики и не могут быть познаны наукой, Аристотель относил первоначала.

Аристотель начинает рассуждения о первоначалах с критики натурфилософии. Он высоко оценил идеи Демокрита и положительно отозвался о предположениях стихийных материалистов о природных началах мира, но считал, что все эти теории не могут ответить на главный вопрос: а что все-таки предшествует первоначалам? Ведь люди все равно не довольствуют простым ответом, что стихии были всегда. Для того чтобы ответить на вопрос, что же было до стихий, и как они возникли он и начинает рассмотрение вопроса о материи.

Аристотель вводит в философию понятие «первоматерия», т.е. первая материя, которая является началом миром. Это понятие отличается и от платоновского понимания материи, и от натурфилософского. Помимо понятия «первая материя» Аристотель предлагает и понятие «последняя материя». Мы начнем рассмотрение вопроса с «последней материи».

Под последней материей Аристотель понимает вполне конкретные вещи. Например, стол, ручка, тетрадь — это все последняя материя. Все эти предметы сделаны из предшествующего, т.е. первого материала. Например, стол сделан из досок, ручка из пластмассы, тетрадь из бумаги. Так возникает цепочка: первая материя — последняя материя. Но этот материал, в свою очередь также был сделан из чего-то: доскам предшествует дерево, пластмассе составные вещества, бумаге — целлюлоза. Теперь у нас получает более длинная цепочка: стол — доска — дерево. И эту цепочку можно в обратном порядке проследить очень далеко, потому что дереву предшествует семя, семя имеет предшествующие формы материи и, в конечном итоге, мы должны будем упереться в начальную материю.

Аристотель говорит, что все формы материи в конечном итоге сводятся к четырем началам: вода, земля, огонь, воздух. Четыре стихии, перемешиваясь, составляют физическое начало физического мира. Не одно, какое-нибудь, а все четыре. Из него появляются все последующие формы живой и неживой материи.

Категория формы играет чрезвычайно важную роль в философии Аристотеля. В мире, пишет Аристотель, есть два начала — материя и форма. Материя может существовать только в какой-либо форме. Даже если она бесформенна, то это тоже есть форма.

Поскольку форма присутствует везде и зачастую она предшествует материи (в виде воображаемого предмета, сделанного из материи), то Аристотель приходит к выводу о том, что форма может существовать без материи. Например, скульптор создает статую сначала в воображении, а затем воплощает ее в материале. Мы храним память об ушедших от нас людях, о местах которые мы когда-то посетили и наши воспоминания всегда связаны с формой: образ человека — это форма, воспоминания о предметах, событиях всегда связаны с образами, т.е. формами. Но ведь они нематериальны, всплывают в памяти независимо от материи. Значит, делает вывод Аристотель, форма может быть без содержания. Она живет своей жизнью и как бы привходит в сознание людей, принуждая их к действию. И поскольку форма, в отличие от материи не может разрушаться, то, очевидно, что физическая материя существует временно, а форма постоянно, материя может уничтожаться, а форма нет. Значит, делает вывод Аристотель, именно форма является тем, что существует всегда, т.е. она является бытием. Так последовательно Аристотель создает развернутую концепцию дуализма, в которой представлены два полноценных начала мира — материя и форма.

Поскольку форм, которые принимает материя, великое множество то и бытие не одно, а множественно. И дело здесь не только в количестве объектов, которые имеют разные формы. Дело в том, что даже один и тот же предмет обладает множеством бытий. Например, человек. Он проживает жизнь день за днем и переживает разные состояния. Все эти состояния и являются разными формами, т.е. разным, множественным бытием. Положение о множественности бытия полностью противоречило учениям стихийных материалистов о единстве бытия. И тому были свои причины, прежде всего, социально-политические. Древние материалисты жили в уютном, защищенном мире греческих полисов, где жизнь текла неспешно и поддерживалась традициями. Они чувствовали свое единство с природой и государством. Поэтому Гераклит и пишет, что надо согласиться «не мне, но Логосу внемля, что все едино». Аристотель жил уже в другую эпоху — разрушения привычного уклада жизни, создания крупных империй. Эта была эпоха великих потрясений. Бытие сегодня было одно, а завтра другое. Отсюда и возникала мысль о множественности существований, которые переживает человек.

Аристотель пытается также понять, как взаимодействуют форма и материя. Поскольку форма предшествует материи, то и стихийным первоначалам должна предшествовать форма, которая есть не что иное, как некая мысль. Аристотель, подобно другим греческим философам полагает, что мир способен двигаться, изменяться только тогда, когда он одушевлен. Поэтому он и вводит в космос форму, которую часто называет мировой ум. Его роль — управлять, задавать движение всему миру. Этот ум Аристотель называет Перводвигателем и иногда Богом. Впоследствии, христианские философы основе учения Аристотеля создали концепции, доказывавшие, что уже Аристотель догадывался о Боге создавшем мир и управлявшем им.

Но здесь надо сделать существенную оговорку. Бог Аристотеля ничего не имеет общего с христианским Богом. Во-первых, Бог Аристотеля представляет собою синоним чистого разума, бесстрастного и холодного. Христианский же бог имеет образ. Библия говорит «И создал Господь человека по образу и подобию своему». Вдобавок, христианский Бог отличается большой эмоциональностью: он гневается, милует, разговаривает, т.е. ведет себя как человек. Во-вторых, Бог христианский находится за пределами мира. Он наблюдает земную жизнь и по необходимости вмешивается в нее. Бог Аристотеля расположен внутри мира. Мир, по утверждению Аристотеля имеет форму шара и в какую бы точку мы ни пришли, везде будет центр мира и в этом центре, т.е. везде расположен перводвигатель-бог. В-третьих, христианский Бог — творец и создатель мира. Он творит его из ничего, из небытия. Бог-перводвигатель Аристотеля ничего не творит, он всегда был внутри мира и его функции — поддерживать существующий мир и быть вместе с ним. Мир всегда был, а перводвигатель только не дает ему остановиться и все время как бы подводит часовой механизм мироздания. Аристотель также называет перводвигатель причиной существования мира и его возможностью. Определений для этого перводвигателя у Аристотеля много, но смысл один – перводвигатель это: 1) это бестелесный ум, 2) это активная сила, ибо она подталкивает мир к развертыванию материи в цепочку различных форм.

Заключение. Мы проследили дальнейшее развитие проблемы бытия в греческой философии от переломного этапа до ее наивысшего завершения в философии Аристотеля. Проблема бытия переносится в сферу разума. И бытие мира — это по сути дела есть бытие человека. Акценты были смещены, и философия вошла в новое русло своего развития. На долгие века идеализм стал господствующим мировоззрением, определив способ и методы решения многих вопросов.

1. Le problème du prix est-il déjà réglé? 2. Précisez la quantité de la marchandise à livrer, le nombre de lots et les délais de livraison. 3. Quelle technique de paiement est proposée? En faveur de qui la lettre de crédit doit-elle être ouverte? Contre quels documents est-elle négociable?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: