Стандарты в области управления
Тенденции изменений в управлении современными информационными системами.
Основные тенденции в управлении ИС нашли свое отражение в стандартах по управлению ИС, которые необходимо рассмотреть подробнее.
Как было показано выше, система управления управляет не информационной системой, а ее моделью. Поэтому необходимо наличие структурированной управляющей информации и моделей управляемых объектов. Стандарты в области управления аккумулируют в себе знания, с которыми необходимо ознакомиться, чтобы уяснить концептуальные подходы. Рассмотрим основные идеи, заложенные в современных стандартах.
Группа DMTF (Desktop Management Task Force, группа управления настольными системами) разрабатывает Общую Информационную Модель (Common Information Model, CIM), призванную стать концептуальной основой систем управления (см. [9]). Ядро этой модели содержит понятия, общие для всех аспектов управления.
CIM является объектной моделью, активно использующей аппарат наследования, что позволяет справляться с колоссальным количеством и разнообразием управляемых компонентов и их атрибутов. Важной особенностью модели является то, что в число базовых понятий включено отношение между объектами. В результате стали выразимы отношения "состоять из", "реализовывать", "владеть", "зависеть" и т.п., необходимые как с технической точки зрения (без них не описать информационную систему), так и с точки зрения погружения системы в бизнес-среду, которую она (система) должна обслуживать.
|
|
В настоящее время (см. [9]) корнем объектной иерархии в CIM является Управляемый Элемент Системы (Managed System Element). На следующем уровне иерархии располагаются физические и логические элементы, далее — логические устройства, системы, сервисы, точки доступа к сервисам и т.д.
Весьма перспективным представляется планируемое наращивание этого дерева "вверх и вбок". Предполагается, что новым корнем станет Управляемый Элемент (Managed Element), в число преемников которого войдут Организация и Пользователь. В результате упомянутое выше погружение ИС в бизнес-среду, уже реализованное в ряде коммерческих систем управления, станет выразимым и в модели CIM.
Стандарты ISO/OSI каркаса системы управления
Одними из первых с проблемами управления в полном масштабе и общем виде столкнулись организации, занимающиеся эксплуатацией глобальных сетей передачи данных. Соответственно, рекомендации, посвященные управлению, были развиты в рамках модели взаимодействия открытых систем (стандарты ISO/OSI) и в рамках семейства протоколов TCP/IP. В данном разделе рассмотрим серию "управляющих" рекомендаций X.700 (практически совпадающих с соответствующими стандартами ISO).
|
|
Прежде всего, необходимо отметить, что объектом стандартизации является управляющий каркас (см. [2]), который составляют:
- сервисы и протоколы, используемые для передачи управляющей информации между открытыми системами;
- абстрактный синтаксис и семантика информации, передаваемой управляющими протоколами.
Выделение понятия каркаса важно, поскольку системы управления должны быть рассчитаны на взаимодействие с разнородными компонентами. Стандартизация каркаса является основой обеспечения совместимости компонентов, обладающих определенной функциональной и/или предметной ориентацией.
Само управление в трактовке X.700 подразделяется на:
- мониторинг компонентов;
- контроль (то есть выдачу и реализацию управляющих воздействий);
- координацию работы компонентов системы.
Системы управления должны:
- позволять администраторам планировать, организовывать, контролировать и учитывать использование информационных сервисов;
- давать возможность отвечать на изменение требований;
- обеспечивать предсказуемое поведение информационных сервисов;
- обеспечивать защиту информации.
Иными словами, управление должно обладать достаточно богатой функциональностью, быть результативным, гибким и информационно безопасным.
В X.700 выделяется пять функциональных областей управления:
- конфигурационное управление (установка параметров для нормального функционирования, запуск и остановка компонентов, сбор информации о текущем состоянии системы, прием извещений о существенных изменениях в условиях функционирования, изменение конфигурации системы);
- управление отказами (выявление отказов, их изоляция и восстановление работоспособности системы);
- управление производительностью (сбор и анализ статистической информации, определение производительности системы в штатных и нештатных условиях, изменение режима работы системы);
- управление безопасностью (проведение в жизнь политики безопасности путем создания, удаления и изменения сервисов и механизмов безопасности, распространения соответствующей информации и реагирования на инциденты);
- управление учетной информацией (под этим понимается взимание платы за пользование ресурсами).
Безусловно, эта классификация носит фрагментарный и функционально несистематический характер. Внимательный читатель заметит, что указанные области частично пересекаются с описанным выше набором политик управления.
В рекомендациях семейства X.700 описывается модель управления, способная обеспечить достижение поставленных целей. Вводится понятие управляемого объекта как совокупности характеристик компонента системы, важных с точки зрения управления. К таким характеристикам относятся:
- атрибуты объекта;
- допустимые операции;
- извещения, которые объект может генерировать;
- связи с другими управляемыми объектами.
Рекомендации X.700 намечают объектно-ориентированный подход к управлению. Вместе с тем, модель множества управляемых объектов, составляющих информационную систему, строится на основе необъектно-ориентированной иерархической базы управляющей информации MIB (Management Information Base). Представляется, что главной проблемой является стандартизация логической структуры управляющей информации.
Согласно рекомендациям X.701 [3], системы управления распределенными ИС строятся в архитектуре менеджер/агент. Агент (как программная модель управляемого объекта) выполняет управляющие действия и порождает (при возникновении определенных событий) извещения от его имени. В свою очередь, менеджер выдает агентам команды на управляющие воздействия и получает извещения (см. рис. 7.8).