Общая информационная модель CIM группы DMTF

Стандарты в области управления

Тенденции изменений в управлении современными информационными системами.

Основные тенденции в управлении ИС нашли свое отражение в стандартах по управлению ИС, которые необходимо рассмотреть подробнее.

Как было показано выше, система управления управляет не информационной системой, а ее моделью. Поэтому необходимо наличие структурированной управляющей информации и моделей управляемых объектов. Стандарты в области управления аккумулируют в себе знания, с которыми необходимо ознакомиться, чтобы уяснить концептуальные подходы. Рассмотрим основные идеи, заложенные в современных стандартах.

Группа DMTF (Desktop Management Task Force, группа управления настольными системами) разрабатывает Общую Информационную Модель (Common Information Model, CIM), призванную стать концептуальной основой систем управления (см. [9]). Ядро этой модели содержит понятия, общие для всех аспектов управления.

CIM является объектной моделью, активно использующей аппарат наследования, что позволяет справляться с колоссальным количеством и разнообразием управляемых компонентов и их атрибутов. Важной особенностью модели является то, что в число базовых понятий включено отношение между объектами. В результате стали выразимы отношения "состоять из", "реализовывать", "владеть", "зависеть" и т.п., необходимые как с технической точки зрения (без них не описать информационную систему), так и с точки зрения погружения системы в бизнес-среду, которую она (система) должна обслуживать.

В настоящее время (см. [9]) корнем объектной иерархии в CIM является Управляемый Элемент Системы (Managed System Element). На следующем уровне иерархии располагаются физические и логические элементы, далее — логические устройства, системы, сервисы, точки доступа к сервисам и т.д.

Весьма перспективным представляется планируемое наращивание этого дерева "вверх и вбок". Предполагается, что новым корнем станет Управляемый Элемент (Managed Element), в число преемников которого войдут Организация и Пользователь. В результате упомянутое выше погружение ИС в бизнес-среду, уже реализованное в ряде коммерческих систем управления, станет выразимым и в модели CIM.

Стандарты ISO/OSI каркаса системы управления

Одними из первых с проблемами управления в полном масштабе и общем виде столкнулись организации, занимающиеся эксплуатацией глобальных сетей передачи данных. Соответственно, рекомендации, посвященные управлению, были развиты в рамках модели взаимодействия открытых систем (стандарты ISO/OSI) и в рамках семейства протоколов TCP/IP. В данном разделе рассмотрим серию "управляющих" рекомендаций X.700 (практически совпадающих с соответствующими стандартами ISO).

Прежде всего, необходимо отметить, что объектом стандартизации является управляющий каркас (см. [2]), который составляют:

  • сервисы и протоколы, используемые для передачи управляющей информации между открытыми системами;
  • абстрактный синтаксис и семантика информации, передаваемой управляющими протоколами.

Выделение понятия каркаса важно, поскольку системы управления должны быть рассчитаны на взаимодействие с разнородными компонентами. Стандартизация каркаса является основой обеспечения совместимости компонентов, обладающих определенной функциональной и/или предметной ориентацией.

Само управление в трактовке X.700 подразделяется на:

  • мониторинг компонентов;
  • контроль (то есть выдачу и реализацию управляющих воздействий);
  • координацию работы компонентов системы.

Системы управления должны:

  • позволять администраторам планировать, организовывать, контролировать и учитывать использование информационных сервисов;
  • давать возможность отвечать на изменение требований;
  • обеспечивать предсказуемое поведение информационных сервисов;
  • обеспечивать защиту информации.

Иными словами, управление должно обладать достаточно богатой функциональностью, быть результативным, гибким и информационно безопасным.

В X.700 выделяется пять функциональных областей управления:

  • конфигурационное управление (установка параметров для нормального функционирования, запуск и остановка компонентов, сбор информации о текущем состоянии системы, прием извещений о существенных изменениях в условиях функционирования, изменение конфигурации системы);
  • управление отказами (выявление отказов, их изоляция и восстановление работоспособности системы);
  • управление производительностью (сбор и анализ статистической информации, определение производительности системы в штатных и нештатных условиях, изменение режима работы системы);
  • управление безопасностью (проведение в жизнь политики безопасности путем создания, удаления и изменения сервисов и механизмов безопасности, распространения соответствующей информации и реагирования на инциденты);
  • управление учетной информацией (под этим понимается взимание платы за пользование ресурсами).

Безусловно, эта классификация носит фрагментарный и функционально несистематический характер. Внимательный читатель заметит, что указанные области частично пересекаются с описанным выше набором политик управления.

В рекомендациях семейства X.700 описывается модель управления, способная обеспечить достижение поставленных целей. Вводится понятие управляемого объекта как совокупности характеристик компонента системы, важных с точки зрения управления. К таким характеристикам относятся:

  • атрибуты объекта;
  • допустимые операции;
  • извещения, которые объект может генерировать;
  • связи с другими управляемыми объектами.

Рекомендации X.700 намечают объектно-ориентированный подход к управлению. Вместе с тем, модель множества управляемых объектов, составляющих информационную систему, строится на основе необъектно-ориентированной иерархической базы управляющей информации MIB (Management Information Base). Представляется, что главной проблемой является стандартизация логической структуры управляющей информации.

Согласно рекомендациям X.701 [3], системы управления распределенными ИС строятся в архитектуре менеджер/агент. Агент (как программная модель управляемого объекта) выполняет управляющие действия и порождает (при возникновении определенных событий) извещения от его имени. В свою очередь, менеджер выдает агентам команды на управляющие воздействия и получает извещения (см. рис. 7.8).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: