лерсі. Потом, поразмыслив, он вспомнил, что его старший брат, который именно так воинственно пытался решать свои проблемы, обычно мало что достигал этим. Окружающие осуждали его агрессивное поведение, а он не понимал, за что, считал себя правым и озлоблялся еще больше (надеемся, что внимательный читатель уже догадался, что старший брат Валеры относится к категории проблемных детей, т. е. играет роль «бунтовщика», «козла отпущения»).
Тогда Валера решил идти другим путем. «Я пойду к учительнице домой. Я упаду на колени перед ней. Я буду просить прощения за то, что пропустил столько Уроков. Я придумаю самые уважительные причины. Я разжалоблю ее, буду умолять, чтобы она поставила мне «тройку»,—думал Валера... (В.Д.Москаленко, 1991).
Такое манипулятивное поведение может помочь Валере достигнуть желаемых результатов. Действуя подобным образом, он выйдет на какое-то время из затруднительного положения. Механизм действий здесь тот же, что и в исполнении роли «клоуна»: тогда он менял настроение родителей с мрачного на веселое, сейчас он хочет поменять настроение учительницы со строгого на снисходительное.
Однако такое поведение не может выручать вечно. Рано или поздно люди «ловят» такого «артиста» и разочаровываются в нем, перестают ему доверять и относиться всерьез. Это, в свою очередь, усиливает неадекватные реакции Валеры на жизненные трудности. Он начинает все больше жалеть себя и искать пути совершенствования манипулятивно-го поведения.
К сожалению, Валере не приходит в голову, что вместо придумывания всяких уловок следовало бы действовать иначе: спокойно и всесторонне рассмотреть ситуацию, оценить трудности и начать преодолевать их. Так, в примере с успеваемостью по физике адекватное поведение Валеры означало бы следующее: извинившись за причиненные неприятности, спокойно обсудить с учительницей создавшуюся ситуацию; разработать, советуясь с ней, программу, при помощи которой можно наверстать упущенное; интенсивно поработать в установленные сроки, усвоить необходимый объем информации, чтобы педагог имела основание поставить удовлетворительную оценку.
Но Валера не знает, каким должно быть адекватное поведение. Его этому никто не учил. У него не сформировано
чувство ответственности за себя и свои поступки, а значит, нет и навыка самоанализа и самосовершенствования. Поэтому, встречаясь с трудностями, он предпочитает уходить от проблем; сталкиваясь с негативной оценкой окружающих — оправдывать и жалеть себя, сваливать вину на других. Например, Валера может считать, что отец «не дает ему житья», командует им, придирается за то, что Валера не говорит «Доброе утро!», «Спокойной ночи», «Спасибо», ругает, когда Валера приходит домой после двенадцати часов ночи и т. д. При этом Валере невдомек, что в любой нормальной семье к детям предъявляются такие же требования. Он считает, что если уж отец пьет, то его, Валеры, недостатки вполне простительны. По сравнению с пьянством отца, это просто мелочи, на которые не стоит обращать внимания.
Таким образом, ребенок, реагирующий на обстановку в алкогольной семье по типу «клоун», «шут», вырастает человеком со сложным характером. Ему так же, как и проблемному ребенку, угрожает социальная дезадаптация. Импульсивность, безответственность, отсутствие навыков преодоления трудностей — все это часто приводит к фрустрации. Возникающие отрицательные эмоциональные состояния усугубляются тем, что подросток не умеет искать продуктивные выходы из психотравмирующих ситуаций. Поэтому, чтобы снять психологический дискомфорт, он чаще всего прибегает к «испытанному», с детства известному средству — к алкоголю или другим психотропным веществам.
Подростки данной категории легко входят в асоциальные группировки, где их любят за остроумие, шутки, где никто не требует от них ответственности, самокритичности и умения трудиться. Именно здесь они начинают курить, пить, употреблять наркотики, учатся зарабатывать себе на жизнь мошенничеством, воровством и другими противозаконными способами.