Современные методы

ЗАДАЧИ

Контрольные вопросы

1. Какая семья называется алкогольной?

2. Почему непьющая жена не разводится с мужем-алкоголиком?

3. Что такое созависимость? Какие вы знаете признаки созависимости?

4. Почему в алкогольной семье ребенок усваивает дезадаптивные фор­
мы поведения?

5. Почему подросток из алкогольной семьи не обращается за поддерж­
кой к учителю или к другим взрослым, которые могли бы ему по­
мочь?

6. Всегда ли дети алкоголиков плохо учатся и плохо себя ведут?

7. Почему дети алкоголиков часто сами становятся алкоголиками или
выбирают себе супруга-алкоголика?

8. Какие чувства чаще испытывают дети к отцу-алкоголику, а какие —
к непьющей матери? Чем это обусловлено?

Задача 1. «... Я уже все перепробовала: умоляла, плакала, проси­ла, чтобы не пил. Он обещал не пить, если ему не будут «трепать нервы». Угождала ему во всем, слово наперекор боялась сказать, детям строго-настрого приказывала, чтобы они не раздражали папу. Все равно найдет повод, чтобы рассердиться и уже напьется, как он говорит, на «законном основании». Тогда я стала кричать и ругать­ся, выгонять его из дома, если пришел пьяный, прятать деньги. Ста­ло еще хуже: он деньги одолжит, а мне отдавать. И шляется неизве­стно где, а я с ума схожу от страха, что там с ним, ведь пьяный, а город большой, машины носятся, да и преступность сейчас какая! Тогда я сказала: «Лучше пей дома». Сама покупала бутылку, пила вместе с ним за компанию. Но он стал пить все больше и больше. Уже не стесняясь, покупал спиртное и друзей-собутыльников стал приглашать. Этого я уже не выдержала. Рассказала все его матери. Та дала ему «прочухан». Друзей-собутыльников быстро отвадила, деньги и даже ботинки на выходные дни у него отбирает и прячет. Теперь мы с ней дежурство установили, чтобы на работу его прово­жать и встречать. Но он, подлец, все равно изловчится и напьется. Что делать? — не знаю».

1. Как оценить действия жены?

2. Уем обусловлены такие действия жены?

3. Что можно сказать относительно жизненного опыта свекрови?

4. Какой прогноз можно дать в отношении этой семьи, если со­
бытия будут развиваться стихийно (т. е. по обычной схеме, без вли­
яния специального психологического воздействия)?

Задача 2. К школьному психологу обратилась классный руково­дитель 7«б» класса с просьбой посоветовать, что делать с ее учени­ком Мишей. Мальчик очень недисциплинированный, срывает уро­ки. Передразнивает учителей, чтобы рассмешить ребят, строит из себя шута. То мышь в класс принесет, то доску чем-то намажет, то чулок на голову натянет и всех пугает. Учится плохо, хотя способ­ности есть. Мать бывает в школе, но говорит с учительницей как-то формально, не откровенно, будто скрывает что-то. Отец никогда не приходил. Однажды учительница решила навестить семью Миши дома. Дверь ей не открыли, хотя было слышно, что в квартире есть люди и кто-то подходил посмотреть в дверной «глазок».

1 Что может поеаложить психолог в отношении семейной си
туации
Миши;

2 Как проходит процесс формирования личности мальч и па-
Задача 3.
Мама.

— Смотри, дочка, хоть и хорош всем твой Владик, а не нравится
мне, что уж очень он вечеринки любит.

Дочка:

0 Ну что ты, мамочка, это же хорошо, он такой общительный!
Душа компании: на гитаре играет, поет, смешит всех, анекдоты рас­
сказывает... Мне девчонки завидуют, говорят, что с таким веселым
мужем всю жизнь в радости проживешь.

1 Веселье — это хорошо. Но не от водочки ли оно? Я за ним
наблюдала за столом, — с таким аппетитом он пьет.

2 Ну что ты, мама! Такое выдумала! При чем здесь водка? Да
он, если хочешь знать, больше других выпить может, и хоть бы что.
Крепкий парень! Вот в прошлый раз, все наши мальчики уже после
третьей стопки попадали, а Владик — нормально.

3 А как на свидание к тебе пришел выпивши, — забыла?

4 Ну подумаешь, выпивши, так ведь совсем не заметно было.
Зато какой он тогда букет мне принес — целую охапку цветов! И
все на руках хотел носить. И в любви мне тогда первый раз при­
знался. Он, наверно, и выпил-то для смелости. Нет, мама, не отгова­
ривай меня! Он меня очень любит, а это главное. Он мне сам гово­
рил, что так меня любит, что готов наизнанку вывернуться, только
чтобы мне понравиться. Значит, я ему очень нужна! А ведь ты сама
говорила, что главное в жизни — это быть нужной людям. Раз он
меня так любит, я все сделаю, чтобы он был счастлив.

1. Правильно ли рассуждает дочь?

2. Что можно сказать в отношении сомнений матери? На осно­
вании каких признаков?

3. Чем обусловлены высказывания дочери и ее отношение к си­
туации?

4. Какой можно дать прогноз замужества дочери?

5. Что бы вы посоветовали дочке?

Рекомендуемая литература

Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаи­моотношений. Люди, которые играют в игры: Психология челове­ческой судьбы / Пер. с англ. М., 1988.

День за днем в Ал-Аноне. США, 1993.

Москаленко В.Д. Дети больных алкоголизмом // Обзорная информация. М., 1990-

Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом // Вопросы психологии. 1991. №5.С 91-98.

Москаленко В.Д. «Козел отпущения»//Семья и школа. 1991.№ 12. С. 37-39.

Москаленко В.Д. Предсказуем ли алкоголизм? Способы распознавания и устранения факторов риска. М., 1991.

Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье // Вопросы психоло­гии. 1991. №4. С.65-74.

Смит Энн У. Внуки алкоголиков. Проблемы взаимозависимости в се­мье/Пер, с англ. М., 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: