ЗАДАЧИ
Контрольные вопросы
1. Какая семья называется алкогольной?
2. Почему непьющая жена не разводится с мужем-алкоголиком?
3. Что такое созависимость? Какие вы знаете признаки созависимости?
4. Почему в алкогольной семье ребенок усваивает дезадаптивные фор
мы поведения?
5. Почему подросток из алкогольной семьи не обращается за поддерж
кой к учителю или к другим взрослым, которые могли бы ему по
мочь?
6. Всегда ли дети алкоголиков плохо учатся и плохо себя ведут?
7. Почему дети алкоголиков часто сами становятся алкоголиками или
выбирают себе супруга-алкоголика?
8. Какие чувства чаще испытывают дети к отцу-алкоголику, а какие —
к непьющей матери? Чем это обусловлено?
Задача 1. «... Я уже все перепробовала: умоляла, плакала, просила, чтобы не пил. Он обещал не пить, если ему не будут «трепать нервы». Угождала ему во всем, слово наперекор боялась сказать, детям строго-настрого приказывала, чтобы они не раздражали папу. Все равно найдет повод, чтобы рассердиться и уже напьется, как он говорит, на «законном основании». Тогда я стала кричать и ругаться, выгонять его из дома, если пришел пьяный, прятать деньги. Стало еще хуже: он деньги одолжит, а мне отдавать. И шляется неизвестно где, а я с ума схожу от страха, что там с ним, ведь пьяный, а город большой, машины носятся, да и преступность сейчас какая! Тогда я сказала: «Лучше пей дома». Сама покупала бутылку, пила вместе с ним за компанию. Но он стал пить все больше и больше. Уже не стесняясь, покупал спиртное и друзей-собутыльников стал приглашать. Этого я уже не выдержала. Рассказала все его матери. Та дала ему «прочухан». Друзей-собутыльников быстро отвадила, деньги и даже ботинки на выходные дни у него отбирает и прячет. Теперь мы с ней дежурство установили, чтобы на работу его провожать и встречать. Но он, подлец, все равно изловчится и напьется. Что делать? — не знаю».
|
|
1. Как оценить действия жены?
2. Уем обусловлены такие действия жены?
3. Что можно сказать относительно жизненного опыта свекрови?
4. Какой прогноз можно дать в отношении этой семьи, если со
бытия будут развиваться стихийно (т. е. по обычной схеме, без вли
яния специального психологического воздействия)?
Задача 2. К школьному психологу обратилась классный руководитель 7«б» класса с просьбой посоветовать, что делать с ее учеником Мишей. Мальчик очень недисциплинированный, срывает уроки. Передразнивает учителей, чтобы рассмешить ребят, строит из себя шута. То мышь в класс принесет, то доску чем-то намажет, то чулок на голову натянет и всех пугает. Учится плохо, хотя способности есть. Мать бывает в школе, но говорит с учительницей как-то формально, не откровенно, будто скрывает что-то. Отец никогда не приходил. Однажды учительница решила навестить семью Миши дома. Дверь ей не открыли, хотя было слышно, что в квартире есть люди и кто-то подходил посмотреть в дверной «глазок».
|
|
1 Что может поеаложить психолог в отношении семейной си
туации Миши;
2 Как проходит процесс формирования личности мальч и па-
Задача 3. Мама.
— Смотри, дочка, хоть и хорош всем твой Владик, а не нравится
мне, что уж очень он вечеринки любит.
Дочка:
0 Ну что ты, мамочка, это же хорошо, он такой общительный!
Душа компании: на гитаре играет, поет, смешит всех, анекдоты рас
сказывает... Мне девчонки завидуют, говорят, что с таким веселым
мужем всю жизнь в радости проживешь.
1 Веселье — это хорошо. Но не от водочки ли оно? Я за ним
наблюдала за столом, — с таким аппетитом он пьет.
2 Ну что ты, мама! Такое выдумала! При чем здесь водка? Да
он, если хочешь знать, больше других выпить может, и хоть бы что.
Крепкий парень! Вот в прошлый раз, все наши мальчики уже после
третьей стопки попадали, а Владик — нормально.
3 А как на свидание к тебе пришел выпивши, — забыла?
4 Ну подумаешь, выпивши, так ведь совсем не заметно было.
Зато какой он тогда букет мне принес — целую охапку цветов! И
все на руках хотел носить. И в любви мне тогда первый раз при
знался. Он, наверно, и выпил-то для смелости. Нет, мама, не отгова
ривай меня! Он меня очень любит, а это главное. Он мне сам гово
рил, что так меня любит, что готов наизнанку вывернуться, только
чтобы мне понравиться. Значит, я ему очень нужна! А ведь ты сама
говорила, что главное в жизни — это быть нужной людям. Раз он
меня так любит, я все сделаю, чтобы он был счастлив.
1. Правильно ли рассуждает дочь?
2. Что можно сказать в отношении сомнений матери? На осно
вании каких признаков?
3. Чем обусловлены высказывания дочери и ее отношение к си
туации?
4. Какой можно дать прогноз замужества дочери?
5. Что бы вы посоветовали дочке?
Рекомендуемая литература
Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. М., 1988.
День за днем в Ал-Аноне. США, 1993.
Москаленко В.Д. Дети больных алкоголизмом // Обзорная информация. М., 1990-
Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом // Вопросы психологии. 1991. №5.С 91-98.
Москаленко В.Д. «Козел отпущения»//Семья и школа. 1991.№ 12. С. 37-39.
Москаленко В.Д. Предсказуем ли алкоголизм? Способы распознавания и устранения факторов риска. М., 1991.
Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье // Вопросы психологии. 1991. №4. С.65-74.
Смит Энн У. Внуки алкоголиков. Проблемы взаимозависимости в семье/Пер, с англ. М., 1991.