На каналах используются в основном два типа знаков—путевые и опознавательные. Путевые знаки (огни) служат для обозначения в ночное время берегов канала. Направление течения, относительно которого именуются кромки, принимается условно при составлении проекта, так как фактически на некоторых каналах оно отсутствует. (Например, на канале им. Москвы направление течения принято от Иваньковского водохранилища к г. Москве.)
В светлое время суток хорошо видны берега канала и необходимости в ориентировке по путевым знакам нет. Поэтому они не имеют сигнальных щитов, а представляют собой опоры, на вершинах которых укрепляется фонарь с двумя дисковыми френе-левскими линзами (световой пучок одной из них направлен вверх по течению, другой — вниз).
Путевые знаки располагают попарно на обоих берегах, один против другого, на одинаковой высоте от уровня воды. По длине канала расстояние между знаками выбирают с расчетом, чтобы на прямолинейных участках в ночное время судоводитель видел перспективу из нескольких пар огней. Обычно это расстояние равно 500—1000 м. На закруглениях расстояние между смежными парами огней 250 м. При этом необходимо, чтобы судоводитель видел не менее одной пары огней.
|
|
Вход в судоходный канал из водохранилища и выход из канала обозначаются опознавательными знаками с соответствующим сигнальным огнем.
Прямолинейный участок судоходного канала с паромной переправой и аварийными (заградительными) воротами в темное время суток показан на рис. 7.
Навигационное оборудование небольших озеровидных бьефов или водохранилищ между отдельными гидроузлами такое же, как и на реках. Оно состоит из линейных и щелевых створов и кромочных плавучих знаков. Такой участок канала с водохранилищем показан на рис. 8.
Навигационное оборудование однониточного шлюза и подходов к нему показано на рис. 9. На стенках камеры шлюза расположены знаки (огни) «Стоп» 9, обозначающие полезную длину камеры. На выходе из камеры шлюза установлены светофоры 8, регулирующие выход судов из шлюза, которые обычно располагают вблизи пульта 10 управления шлюзом. Громкоговоритель 2 служит для сообщений, подаваемых с пульта диспетчера. Вблизи верхней и нижней голов шлюза со стороны входа в камеру устанавливаются входные светофоры 6. Стоповый знак 5, расположенный на стенке причальных палов, обозначает границу предельного приближения судна при одностороннем шлюзовании, а стоповый знак 4 — при двухстороннем шлюзовании. Разрешение на подход судна к камере шлюза регулируется светофором 3, а на подход к причальным палам (причалу) — светофором дальнего действия 1. Имеются сигнальные огни 7 на воротах некоторых шлюзов.
|
|
Рис. 7. Прямолинейный участок судоходного канала:
1 — путевые огни левого берега; 2 — светофоры аварийных (заградительных) ворот; 3 — опознавательные знаки; 4 — путевые огни правого берега; 5— паромная переправа; 6— светофор паромной переправы
Рис. 8. Участок канала с водохранилищем:
1 — опознавательные знаки; 2 — кромочные буи; 3 — щелевой створ;
4 — путевые огни