Функционирование ЕТСЭМ осуществляется на основе Программы экологического мониторинга региона - субъекта РФ (далее Программы)

Функции системообразующего элемента системы экологического мониторинга выполняет территориальный информационно-аналитический центр (ТИАЦ) соответствующего регионального органа по охране окружающей среды.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЕТСЭМ

ЕТСЭМ - это система организационно-правовых отношений между субъектами мониторинга, осуществляющими в пределах своей компетенции наблюдения за состоянием окружающей при­родной среды, природных ресурсов, источников загрязнения на административной территории.

Субъектами мониторинга являются:

- территориальный орган охраны окружающей среды и природных ресурсов;

- территориальный Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- территориальный орган по земельным ресурсам и землеустройству;

- территориальный центр Госсанэпиднадзора;

- территориальное бассейновое управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства;

- территориальное бассейновое водохозяйственное управление;

- территориальный комитет по водному хозяйству;

- территориальный комитет по лесу и другие организации и предприятия (например, управление охотничьего хозяйства, региональный зоологический Центр, проектно-изыскательская станция химизации сельского хозяйства, станция защиты растений, аэрогеодезическое предприятие, специализированная инспекция аналитического контроля, комиссия по чрезвычайным ситуациям, органы горгостехнадзора, управление ветеринарии, инспекция Госатомнадзора, предприятия-природопользователи, осуществляющие деятельность на территории региона).

ТИАЦ осуществляет:

- организацию информационного взаимодействия со всеми средствами и системами наблюдения и контроля в пределах pегиона независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;

- сбор, обработку, интеграцию и анализ данных о состоянии природных сред, природных, ресурсов, биообъектов, природно-технических систем, природных комплексов, экосистем и источников антропогенного воздействия на них;

- оперативный контроль выполнения территориальной программы экологического мониторинга, разработку и обобщение предложений по корректировке, развитию и оптимизации;

- прогнозирование изменений экологической обстановки, оценку ущерба, наносимого окружающей природной среде антропогенной деятельностью;

- информационное обеспечение процедур предупреждения возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и негативных изменений природной среды в результате хозяйственной деятельности;

- оценка масштабов техногенных аварий и катастроф, выявленных причин чрезвычайных экологических ситуаций;

- информационная поддержка организационного управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью;

- подготовка аналитических обзоров об экологической обстановке для органов власти и государственного управления, а также населения и общественности;

- информационное взаимодействие со структурами федерального уровня, прилегающими регионами.

Базовые функциональные подсистемы создаются на основе служб мониторинга природных сред и природных ресурсов по следующим направлениям:

- состояние атмосферы;

- поверхностные воды суши;

- водные объекты, водная среда водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод;

- недра (геологическая среда), включая подземные воды, опасные геологические процессы;

- земля;

- наземная флора и фауна (кроме лесов);

- фоновое состояние окружающей природной среды.

Специализированные подсистемы функционируют на базе служб мониторинга по следующим направлениям:

- леса;

- рыбы, другие водные животные и растения;

- воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения;

- обеспечение промышленной безопасности;

- военные объекты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: