Функции системообразующего элемента системы экологического мониторинга выполняет территориальный информационно-аналитический центр (ТИАЦ) соответствующего регионального органа по охране окружающей среды.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЕТСЭМ
ЕТСЭМ - это система организационно-правовых отношений между субъектами мониторинга, осуществляющими в пределах своей компетенции наблюдения за состоянием окружающей природной среды, природных ресурсов, источников загрязнения на административной территории.
Субъектами мониторинга являются:
- территориальный орган охраны окружающей среды и природных ресурсов;
- территориальный Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- территориальный орган по земельным ресурсам и землеустройству;
- территориальный центр Госсанэпиднадзора;
- территориальное бассейновое управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства;
- территориальное бассейновое водохозяйственное управление;
|
|
- территориальный комитет по водному хозяйству;
- территориальный комитет по лесу и другие организации и предприятия (например, управление охотничьего хозяйства, региональный зоологический Центр, проектно-изыскательская станция химизации сельского хозяйства, станция защиты растений, аэрогеодезическое предприятие, специализированная инспекция аналитического контроля, комиссия по чрезвычайным ситуациям, органы горгостехнадзора, управление ветеринарии, инспекция Госатомнадзора, предприятия-природопользователи, осуществляющие деятельность на территории региона).
ТИАЦ осуществляет:
- организацию информационного взаимодействия со всеми средствами и системами наблюдения и контроля в пределах pегиона независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
- сбор, обработку, интеграцию и анализ данных о состоянии природных сред, природных, ресурсов, биообъектов, природно-технических систем, природных комплексов, экосистем и источников антропогенного воздействия на них;
- оперативный контроль выполнения территориальной программы экологического мониторинга, разработку и обобщение предложений по корректировке, развитию и оптимизации;
- прогнозирование изменений экологической обстановки, оценку ущерба, наносимого окружающей природной среде антропогенной деятельностью;
- информационное обеспечение процедур предупреждения возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и негативных изменений природной среды в результате хозяйственной деятельности;
- оценка масштабов техногенных аварий и катастроф, выявленных причин чрезвычайных экологических ситуаций;
|
|
- информационная поддержка организационного управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью;
- подготовка аналитических обзоров об экологической обстановке для органов власти и государственного управления, а также населения и общественности;
- информационное взаимодействие со структурами федерального уровня, прилегающими регионами.
Базовые функциональные подсистемы создаются на основе служб мониторинга природных сред и природных ресурсов по следующим направлениям:
- состояние атмосферы;
- поверхностные воды суши;
- водные объекты, водная среда водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод;
- недра (геологическая среда), включая подземные воды, опасные геологические процессы;
- земля;
- наземная флора и фауна (кроме лесов);
- фоновое состояние окружающей природной среды.
Специализированные подсистемы функционируют на базе служб мониторинга по следующим направлениям:
- леса;
- рыбы, другие водные животные и растения;
- воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения;
- обеспечение промышленной безопасности;
- военные объекты.