Программа содержит концепцию организации и функционировании ЕТСЭМ, регламентирует осуществляемые мероприятия, сроки исполнения, методику и стоимость работ, порядок их финансирования, определяет ответственных исполнителей и перечень базовой информации, являющейся приоритетной при подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую природную среду.
Программа разрабатывается и корректируется территориальным органом охраны природы (Заказчик) совместно с субъектами ЕТСЭМ по согласованию с администрацией субъекта РФ, Министерства природных ресурсов России.
Программу утверждает администрация субъекта РФ после согласования с субъектами ЕТСЭМ.
Наблюдения за состоянием окружающей природной среды, природных ресурсов и источниками загрязнения осуществляются субъектами ЕТСЭМ в рамках программы в соответствии с их обязанностями и компетенцией (или сторонними организациями по договорам субъектов ЕТСЭМ).
Программы функционирования подсистем ЕТСЭМ разрабатываются территориальными органами исполнительной власти, осуществляющими мониторинг природных сред и природных ресурсов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на эти органы Правительством Российской Федерации, и согласовываются с территориальным органом охраны природы.
|
|
До утверждения Программы функционирование ЕТСЭМ осуществляется на базе существующих ведомственных программ мониторинга природных сред и природных ресурсов.
Данные наблюдений, а также материалы целевой ведомственной обработки передаются в ТИАЭЦ на безвозмездной основе.
ТИАЭЦ осуществляет интеграцию и комплексную обработку данных, регламентируемую Программой.
Информационное обеспечение субъектов ЕТСЭМ, органов исполнительной и представительной власти осуществляется на безвозмездной основе.
Передача результатов комплексной обработки данных иным заинтересованным потребителям осуществляется на коммерческой основе по утвержденным расценкам, согласованным с субъектами ЕТСЭМ.
Процесс экологического мониторинга рассматривается как последовательность взаимосвязанных операций, начиная с определения информационных потребностей и заканчивая использованием информационного продукта. Следующие друг за другом операции цикла мониторинга должны определяться и планироваться с учетом специфики предыдущего компонента “цепочки”.
Таким образом, процесс мониторинга совершенствуется и это способствует более эффективному выполнению одной из основных целей мониторинга – точному определению тенденций изменения характеристик окружающей природной среды [Схема 1.6.].
В качестве элемента природной среды в отношении которого осуществляется комплексная хозяйственная деятельность целесообразно рассматривать геосистемы (природные ресурсы, биотопы). В окружающей среде единственным регулируемым элементом являются антропогенные источники. Через регулирование состояния таких источников осуществляется управление антропогенными нагрузками как на отдельные компоненты природной среды, так и на экосистемы, добиваясь таким путем требуемого качества.