Бюджетная классификация.
1. Роль и значение бюджетной классификации, ее структура.Общие принципы бюджетной классификации.
2. Изменение бюджетной классификации, принципы построения новой бюджетной классификации.
3. Классификация доходов бюджета.
4. Функцион-я классификация расходов бюджета.
Экономическая классификация расходов бюджета.
Экономическое содержание и значение специфики расходов бюджетной классификации. Структура специфики экономической классификации расходов бюджета.
5.Классификация источников финансирования дефицита бюджета.
Для составления и исполнения бюджетов в соответствии с их целевым назначением необходимо регламентировать источники доходов и расходов бюджетные средства согласно объему и направлению затрат, предусмотренных бюджетом.
Регламентация источников доходов и направлений расходования бюджетных ассигнований – обязательное условие составление и исполнение бюджета. Это достигается группировкой доходов и расходов бюджета путем объединения доходов по формам и видам, а расходов – по мероприятиям и целевому назначению.
|
|
Такая группировка доходов и расходов и представляет бюджетную классификацию, которая позволяет осуществить целевое финансирование из бюджета, финансовый контроль за использование бюджетных средств и обеспечить соблюдение бюджетной дисциплины.
Бюджетная классификация представляет собой обязательную группировку доходов и расходов по однородным признакам с системой расположения и присвоения отдельным подразделениям бюджета определенных наименований и порядковых номеров, основанных на их экономической характеристике. Система расположения и группировки доходов и расходов позволяет получить необходимые представления о структуре бюджета, источниках его дохода, в составе плательщиков, о финансируемых из бюджета отраслях н\х-ва и организациях, о целевом назначении бюджетных ассигнований.
Бюджетная классификация обеспечивает увязку подразделений бюджет с финансовыми планами п\п-ии, устанавливает системы финан-овых показателей, используемых при бюджетном планировании, в процессе исполнения бюджета и контроля за выполнением бюджета по доходам и расходам.
Бюджетная классификация облегчает процесс составления б-та, позволяет объединить индивидуальные и общие сметы в отраслевые, осуществляют свод нижестоящих бюджетов, дает четкое представление о составе и структуре каждого бюджета, его материальной базе, составе плательщиков, об отраслях п\п –ях, финансирующихся из бюджета.
В основу бюджетной классификации положены источники доходов целевое направление средств. Доходы группируются по отраслевому, либо ведомственному признаку, либо по обоим этим признакам.
|
|
Структура государственного бюджета строится на основе бюджетной классификации и включает 7 частей:
1. Доходы
2. Полученные официальные трансферты (гранты).
3. Погашение кредитов, выданных из бюджета
4. Расходы
5. Кредитование
6. Дефицита (профицита) бюджета
7. Финансирование (дефицита,использование профицита) бюджета.
В свою очередь доходы подразделяются на:
-налоговые поступления;
-неналоговые поступления;
-доходы от операции с капиталом.
Эти 3 основные категории бюджетных поступлений дополняются частью (и одновременно категорией) полученные официальные трансферты, т.е. средств полученных как от нижестоящих органов государственного управления (текущие и капитальные),субвенции и бюджетные изъятия, так и средств из-за границы на безвозвратной основе (гранты).
Категория погашения кредитов, выданных из бюджета представляет собой поступление денежных средств со стороны хозяйствующих субъектов по бюджетным кредитам (представленным на возвратной основе –кредитования и предыдущие годы).
Во второй части – расходы отражаются расходы по основным функциям группам:
- государственные услуги общего характера;
- оборона;
- общественный порядок и безопасность;
- образование;
- здравоохранение;
- социальное обеспечение и социальная помощь;
- жилищно-коммунальное хозяйства;
- культура;
- спорт и информационное пространство;
- отрасли экономики;
- прочие расходы;
- обслуживание долга;
- официальный трансферт нижестоящего бюджета.
Функциональная классификация расходов бюджета.
Расходы по обслуживанию государственного долга проводятся по функциональной группе – «обслуживание долга» с выделением государственных учреждений администраторов бюджетных программ – аппарат акимов и Министерства финансов по программам –выплатам вознаграждений (интересов) по займам и выплаты комиссионных за размещений Займов.
Средства предназначенные для кредитования других экономических единиц, подлежащее в последующему возврату в бюджет в виде погашения
(см. выше) I-я) являющиеся функциональной группой.
- Экономическая классификация расходов распределяет по экономическим класс,подкласс, специфика. Класс,подкласс и специфика уточняют назначения и характер расходов; Например в текущих расходах: расходы на товары и услуги – заработанная плата рабочих и служащих.
Бюджетная классификация позволяет всесторонне четко и адресно систематизировать поступления и расхода для достижения высокой оперативности управления с применением автоматизаций.
- Классификация источников финан- ия дефицита б\тов.
Превышение расходов над доходами вызывает дефицит б\та. Наличие значительного постоянного дефицита характеризует кризисное состояние финансов. Допустимым уровнем считается 2-3% от величины валового внутреннего прод-та страны. В таких случаях дефицит может сравнительно легко покрыть с помощью выпуска государственных займов или эмиссии бумажных денег. При значительном и хроническом дефиците б\та займы не покрывают потребностей государства, к-ые обеспечиваются дополнительной (то есть сверх потребностей товарооборота) эмиссией денег, что ведет к развитию инфляции, нарушению законов денежного обращения, обесценение денег, снижение реальных доходов и наблюдению жизненного уровня населения.
Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие вызывается следующими причинами:
1. Общим спадом пр-ва в экономике страны;
2. Остром издержке в об-вого пр-ва;
3. Чрезмерным выпуском в обращение денег, не покрываемыми товарными массами;
4. Преобладанием в расходах бюджета значительных социальных расходах, не соответствующих уровню развития экономики;
|
|
5. Большими объемами финансирования военных расходов на содержание военно-промышленного комплекса, на управление;
6. Крупномасштабным оборотом «теневой» экономики;
7. Непроизводительными расходами и потерями в национальном хоз-ве;
Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:
А)Государственные займы;
Б)Увеличение налогооблажения;
В)Эмиссия денег;
Финансирование дефицита бюджета –процесс привлечения денег путем приватизации государственного имущества, заимствования и продажа государственных ценных эмиссионных бумаг на организованном рынке ценных бумаг с целью использования этих денег, а также остатков бюджетных средств для погашения основного долга, покупки государственных ценных эмиссионных бумаг, покрытие дефицита бюджета и формирование свободных остатков бюджетных средств в целях управления долгом. Объем финансирования бюджета измеряется превышением объёма привлеченных денег и остатков бюджетных средств над погашением основного долга и покупкой государственных ценных эмиссионных бумаг на организованном рынке ценных бумаг.
При последующем подъеме экономики государство увеличивает налоги и сокращает расходы, а возникающие бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов бюджета в годы спада.
Законом РК «О республиканском бюджете» на 2002 год дефицит бюджета утвержден в сумме –80 477 000 тысяч тенге или 2,3% к прогнозируемому объему валового продукта.
Правительство РК обеспечит финансирование дефицита республиканского бюджета в соответствии с законодательными актами РК.