Понятие, содержание и сущность национальной безопасности
Сущность и содержание национальной безопасности
СОДЕРЖАНИЕ
Безопасность предприятий в сфере коммерции
Тема 1. Сущность и содержание национальной безопасности
Понятие, содержание и сущность национальной безопасности
Источники и объекты опасностей и угроз
Тема 2. Угрозы безопасности личности, общества и государства
Сущность понятия «опасность» и «угроза»
Классификация угроз
Основные опасности и угрозы глобального уровня
Угрозы региональной внутригосударственной безопасности
Тема 3. Теневая экономика
Сущность и содержание теневой экономики
Российская теневая экономика.
Основные пути борьбы с теневой экономикой
Тема 4. Российское предпринимательство
Суть предпринимательской деятельности
Особенности российского предпринимательства
Характеристики предпринимательской деятельности
Нелегальность в предпринимательской деятельности
Тема 5. Риск в предпринимательской деятельности
|
|
Риск как экономическая категория
Классификация рисков
Риск-менеджмент
Страхование как прием риск- менеджмента
Тема 6. Конкурентные отношения на российском рынке
Конкуренция как основа рыночных отношений
Конкуренция на цивилизованном рынке
Недобросовестная конкуренция
Тема 7. Предпринимательство и мошенничество
Предпринимательство и мошенничество
Структуры российского мошенничества
Мошенничество простое и организованное
Выявление и предупреждение мошенничества
Тема 8. Информационные технологии и безопасность бизнеса
Информационное пространство и безопасность
Экономическая разведка и промышленный шпионаж
Защита коммерческой тайны
Тема 9. Безопасность агентов российского рынка
Цели и задачи безопасности организации
Внешняя безопасность фирмы
Внутренняя безопасность фирмы
Служба безопасности фирмы.
В 1992 г., впервые в истории нашей страны был принят Закон Российской Федерации «О безопасности». В соответствии с этим законом безопасность рассматривается как состояние защищенности государства от внутренних и внешних угроз. Данный закон закрепил принципиально новый для нашей страны качественный скачок в подходе к проблеме безопасности, означающий конец полному игнорированию обеспечения и зашиты интересов личности и общества.
Термин «национальная безопасность» впервые использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г., а его определение дано в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 г. В этом документе сказано: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз личности, общества и государства»
|
|
Данное определение фактически идентично определению «безопасность» в Законе «О безопасности» 1992 г., поскольку совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства и составляет национальные интересы.
К тому же основополагающий документ в этой области, впервые утвержденный Президентом Российской Федерации в 1997 г., а в новой редакции в 2000 г., называется Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, и ее структура полностью соответствует основным положениям Закона «О безопасности» 1992 г. (рис.1).
Рис.1. Схема концепции национальной безопасности
В соответствии с положениями существующей законодательной и нормативно-правовой базы определение понятия «национальная безопасность» выглядит следующим образом:
Национальная безопасность или безопасность нации есть защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны.
Национальная безопасность России – это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность ее национальных интересов.
Слабая теоретическая проработка вопросов безопасности отражается и в том, что до сих пор идут споры о возможности использования словосочетания «национальная безопасность». Проблема, по сути дела, кроется в том, что в нашем языке можно образовать прилагательное «национальный» от двух существительных: «нация» и «национальность». В тех случаях, когда понятия уже сложились и к ним привыкли, словосочетание с прилагательным «национальный» не вызывает вопросов. Так, говоря о национальном доходе, о национальной экономике, национальных интересах и все понимают, что речь идет не о доходах или экономике лиц отдельной национальности, а об общенародном доходе, общенародной экономике.
Когда используют понятие «национальная политика», всем ясно, что речь идет о политике в отношении людей различных национальностей. С этой точки зрения использование словосочетания «национальная безопасность» вполне оправдано. Нужно только четко сознавать, что в этом понятии речь идет об общенародной безопасности, а чтобы к этому быстрее все привыкли, как, например, к понятию «национальное богатство», видимо, следует чаще использовать его в виде словосочетания «безопасность нации», «безопасность страны», «безопасность России», наконец. Термин «национальная безопасность» фактически является калькой с английских слов «national security», которые в принципе могут переводиться и как национальная, и как государственная безопасность, что нередко и делается рядом авторов. По большому счету, когда в нашей стране все было государственным, и безопасность была государственной. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Доля государства в экономике и в других сферах жизни человека и общества непрерывно сокращается. Поэтому в этих условиях более правомерно и целесообразно использовать термин «национальная безопасность», имея в виду, что эти термины не синонимы, а разновеликие понятия. Подменять национальную безопасность государственной и наоборот недопустимо, поскольку первое понятие более общее, родовое, а второе - частное, видовое. Тем более нельзя использовать гибридный термин «национально-государственная безопасность», нередко встречающийся в отечественной литературе.
Ключевыми в данном определении являются понятия нации, личности, общества, государства, жизненно важных интересов и угроз, являющихся важнейшими элементами системы национальной безопасности.
|
|
Формулировок понятия нации существует не меньше, чем формулировок самого понятия безопасность. Главное в том, что в основе формирования нации лежит не этнический принцип. Истории не известно ни одной моноэтнической нации. Если ранее наиболее распространенным было определение нации как исторически устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры, то сейчас все большее признание приобретает определение нации как единства гражданского общества и государства.
Гражданское общество как составная часть нации собственно и подчеркивает политичность всякой нации. Стержнем нации является государство: без государства нации нет и быть не может.
Понятие нация по своему содержанию в современном понимании близко к понятию страны.
В определении национальной безопасности содержится понятие личности, а не просто человека. Это вполне обосновано и подчеркивает, что речь идет о человеке как социальном субъекте.
Личность - это индивид с устойчивой системой его социально-значимых черт.
Индивид - это отдельный человек с его специфическими особенностями.
Общество - это совокупность индивидов со всем многообразием их общественных отношений.
Жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Угроза - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Угрозы объектам безопасности, исходящие из внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
|
|
Безопасностью личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволили бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества.
Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания. Позволяющих реализовать право и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества.
Безопасность государства достигается наличием эффективного механизма управления и координации деятельности политических лиц и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.
Сегодня стало ясно, что определяющим критерием национальной безопасности является обеспечение экономического и политического суверенитета, а также наличие достаточной для политического суверенитета, а также наличие достаточной для обороны государства военной силы.
Критерием обеспечения безопасности можно считать определение пределов, рамок, границ политических, социальных, техногенных, природных явлений, превышение которых может нанести трудновосполнимый ущерб нации в настоящем и будущем.
Лица, определяющие внешнюю и внутреннюю национальную политику, и специалисты, реализующие эту политику, должны четко представлять себе национальную цель как идеальный результат деятельности, удовлетворяющий устремления, подавляющего большинства россиян. Если такая формулировка цели не будет заявлена на высоком уровне абстракции, то нет смысла в разработке политики и стратегий обеспечения национальной безопасности. Исчезает и смысл реального целеполагания, как руководства при выборе одного из альтернативных вариантов политики и стратегии ее реализации. Очевидно, что в обществе не может быть единого видения национальной цели. Поэтому возникает необходимость анализа национальных ценностей и интересов, составляющих совокупность социальных ценностей и жизненно важных интересов личности, различных социальных групп, общества в целом, и самого государства.
Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ. Стремление к безопасности обусловило объединение наших пращуров в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий), предопределило образование многих международных организаций и в конечном счете привело к созданию ООН, призванной обеспечивать безопасность существования всего населения Земли.
Слабость системы безопасности оборачивается большими бедами: крушением государств, уничтожением народов, большими кровопролитиями, разрушением и гибелью материальных ценностей. Государства, общества, частные лица, не проявляющие должной заботы о своей безопасности, как правило, оказываются нежизнеспособными.
Отмеченные факторы предопределяют жизненную необходимость и актуальность постановки и решения проблемы обеспечения комплексной безопасности на строго научной основе с учетом всех аспектов этой многофакторной, многопараметрической проблемы.
Что же является предметом безопасности и что составляет ее сущность? Как следует из высказываний различных авторов, состояние защищенности личности, общества, государства, состояние защищенности жизненных интересов, состояние защищенности национальных интересов, устойчивое состояние системы по отношению к неблагоприятным воздействиям и т.д. и составляет предмет безопасности. Но все это, как представляется, лишь отдельные, хотя и необычайно важные, стороны предмета, причем именно те стороны, которые подвержены с точки зрения содержания определенным изменениям. Так, например, интересы личности, общества и государства в различные исторические периоды развития страны далеко не идентичны.
Каждая из этих частных сторон неизбежно меняется в зависимости от конкретности обстановки, но они всегда остаются составной частью общественных отношений, определяемых качественным состоянием бытия как концентрированного выражения ценностных ориентации конкретной цивилизации. Тогда, вероятно, если иметь в виду именно такой подход, можно утверждать, что предметом безопасности являются общественные отношения, бытие народа, выражающее сущность цивилизации. Тогда и термин "защита" становится необычайно узким, не отражающим в полной мере потребности бытия. Мало защитить. Важнее не допустить формирование условий, которые привели бы общественные отношения, бытие к состоянию, требующему их защиты. Иначе говоря, задача безопасности выходит далеко за пределы необходимости защиты данного состояния бытия и заключается прежде всего в формировании условий, обеспечивающих стабильное, прогрессирующее развитие общественных отношений, сохранение, укрепление и обогащение бытия, т.е. защищенности качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессирующее развитие личности, общества и государства.
Системный подход к жизненно важной проблеме безопасности предопределяет необходимость формирования соответствующей науки (или нового научного направления) как систематизированного обобщенного знания о безопасности, являющейся важнейшим условием выживания и развития человека, общества, государства, человечества.
Процесс переоценки ценностей в нашем обществе породил и новое понимание проблемы безопасности. Главным стало осознание системной природы этого явления и, следовательно, необходимости системного подхода к его исследованию. При таком подходе содержание и степень безопасности человека и общества находятся в прямой зависимости от функционирования всех структур общества, прежде всего экономической, политической, социальной, правовой, информационной и т.д. В результате система самой безопасности приобретает сложную структуру, в которой можно выделить составляющие компоненты и подсистемы.
Основными направлениями исследований являются:
· опасности и угрозы человеку, обществу, государству, человечеству;
· объекты жизнеобеспечения человека и общества;
· объекты безопасности и защиты;
· субъекты опасностей и угроз;
· опасности и угрозы, их характеристики, особенности возникновения, наносимый ущерб и др.;
· источники опасностей и угроз, их особенности;
· системы обеспечения безопасности, силы и средства, состав и структура, цели и задачи, режимы функционирования.
В обобщенном виде направления исследований по иерархии и по сферам деятельности приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 Направления исследований на иерархических уровнях
Иерархические уровни направлений исследования | Объекты безопасности | Причины опасностей и угроз | Наиболее существенные опасности и угрозы |
Безопасность ноосферы | Ноосфера | Обострение глобальных проблем: демографической, энергетической, экологической | Возникновение мировых войн, в том числе ядерной, способной уничто- |
Безопасность регионов | Объединение государств | Обострение международных отношений, экологической обстановки | Возникновение региональных конфликтов и войн |
Безопасность государства | Государство | Ухудшение положения в экономической, социальной,-политической и других сферах безопасности | Возникновение гражданских войн, развал государства |
Безопасность общества | Общество, социальная группа | Неравномерность распределения материальных благ, обнищание, бесправие населения | Криминализация общества, возникновение социальных конфликтов, в том |
Безопасность личности | Человек | Бедность, бесправие, незащищенность, отсутствие свободы, голод, болезни | Убийства, похищения людей, пытки, грабежи, воровство, угрозы, шантаж, запугивание, членовредительство |
Сферы безопасности (направление исследований) | Объекты безопасности | Основные причины опасностей и угроз | Наиболее существенные опасности и угрозы |
Геополитическая | Международные корпорации, государства | Наличие сверхприбылей, несовершенство законов, территориальные претензии | Военные конфликты, мафиозные разборки, кражи в особо крупных размерах, международный терроризм, войны, наркобизнес |
Политическая | Партии, общественные движения, структуры власти | Кризис власти, несовершенство законов | Коррупция, рост организованной преступности, терроризм, криминализация общества и экономических отношений, заказные убийства |
Экономическая | Производственная и торговая сфера | Наличие сверхприбылей, несовершенство законов, налоговой политики | Мафиозные разборки, отмывание "грязных" денег, уничтожение предприятий производства, торговли, варварское использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды |
Социальная | Социальные группы, общественные организации | Неравномерность распределения материальных благ, бедность, неравноправие | Криминализация общества, социальных групп, отношений, ' людей, социальные конфликты, терроризм |
Демографическая | Люди, коллективы людей | Перенаселение, упадок медицины, изменение регионально-этнических пропорций и распределения благ | Геноцид, этнические вооруженные конфликты, снижение средней продолжительности жизни, вымирание населения, народов |
Продовольственная | Продукты питания | Недостаток продуктов питания, истощение сельскохозяйственных угодий | Выпуск некондиционных продуктов питания, массовые отравления населения |
Культурологическая | Духовность, нравственность, мораль | Падение духовно-нравственного уровня и морали | Нравственная развращенность, моральная распущенность, рост алкоголизма, наркомании, проституции, преступных элементов |
Сферы безопасности (направление исследований) | Объекты безопасности | Основные причины опасностей и угроз | Наиболее существенные опасности и угрозы |
Энергоинформационная | Сознание, подсознание человека | Несанкционированное энергоинформационное воздействие | Неосознаваемые криминальные действия, зомбирование |
Военная | Вооружение и военная техника | Недостаточная охрана вооружения и военной техники | Кража вооружения и военной техники, взрывчатых веществ, подрывы складов, загрязнение среды радиационными и отравляющими веществами, терроризм |
Информационная | Информация и ее инфраструктура | Несовершенство информационной инфраструктуры и законов | Кража, уничтожение, искажение, разглашение информации, экономический шпионаж, шантаж |
Научно-техническая | НОУ-ХАУ, перспективные технологии | Возможность использования НОУ-ХАУ и перспективных технологий в криминальных целях | Использование НОУ-ХАУ и перспективных технологий в преступных целях |
Экологическая | Окружающая среда | Ухудшение экологической обстановки | Производство экологически "грязных" продуктов питания и другой продукции, криминогенное овладение "чистыми" территориями, рост числа беженцев и обездоленных |
К основным объектам национальной безопасности относятся:
· личность, ее права и свободы;
· общество, его материальные и духовные ценности;
· государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Опасности и угрозы всегда указывают на взаимодействие двух сторон:
· той, которая выступает источником и носителем опасности, - субъект;
· той, на которую направлена опасность или угроза, - объект.
Источники опасности - это условия и факторы, которые таят в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности проявляют или обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу, реальные или потенциальные действия.
Источники опасности по своей сути имеют естественно-природное, техническое и социальное происхождение.
Известно, что объект - философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической или познавательной деятельности. Взаимосвязь субъекта и объекта как предмета познания, практического воздействия, деятельности представлена на рис. 2.
Рис 2. Взаимосвязь субъекта и объекта, как предмета познания.
Объектом угроз и опасностей являются личность, общество, государство. Эта триада представляет собой целостную систему.
Личность в системе (и прежде всего личность - творец) является высшей целью общественно-политического и социально-экономического развития страны.
Общество - это социальная среда и необходимое условие творчества личности в системе общественных отношений.
Государство же представляет собой организационно-политический механизм реализации общественных отношений и обеспечения гарантий прав граждан. Государство не должно возвышаться над личностью, так как его задача - создать такой механизм, чтобы творческое развитие личности на самом деле было высшей национальной целью.
Объектами угроз в государственном масштабе являются практически все сферы жизни и деятельности общества. И в любой из них существуют специфические особенности опасностей и угроз.
Человек выступает и как объект, и как субъект опасностей и угроз. Диапазон проявлений человеческой сущности многообразен и противоречив. В ней необъяснимо уживаются эгоизм, иррациональность, агрессивность с отрицающими их подвижничеством, жертвенностью, благодеянием. Современный человек не торопится расставаться со всеми своими пороками, выходить за рамки субъективного, индивидуально-алчного восприятия мира.
Известно, что мир представляется человеку в виде объективной реальности. Человек преобразует природу и изменяется сам. Отсюда вывод, что человек одновременно является и субъектом толкования мира и его объектом.
При этом человек присутствует во всех видах безопасности. Поэтому обеспечение безопасности личности становится условием обеспечения безопасности всех других ее видов и уровней. С другой стороны, положение личности определяется состоянием общества, государства.
Известно стремление человека жить лучше не получило еще необходимое положение – «и безопаснее». Человек пока остается носителем различных по виду опасностей и угроз, регулятором «безопасности».
Таким образом, человек прямо или косвенно включен в разнообразную, сложноорганизованную систему отношений и процессов, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или разрушительную роль.
Источниками опасности для человека, личности, семьи, класса, народа, страны представляется личность и сформированные ими общности людей, оснащенные техническими и другими средствами, способные деформировать объекты угроз вплоть до их гибели. При этом эти источники опасности могут находиться как вне, так и внутри общности людей. Включение в их число природы и техники добавляет сферу источников опасностей и угроз.
Личную безопасность каждый человек может обеспечить себе лишь частично, действуя в рамках закона и не пренебрегая интересами общества и государства. Негосударственные организации, действующие на общественных началах, могут обеспечить в какой-то степени безопасность отдельных групп населения. Основным же инструментом обеспечения безопасности жизнедеятельности призвано быть государство. Это не только его основная задача, но и исключительная обязанность.
Однако, с одной стороны, имеются факты недостаточной ответственности государственных органов, в частности за жизнь и безопасность граждан. С другой стороны, значительная часть населения России не умеет или скорее не желает сочетать свои личные интересы с государственными. В результате растет правовой нигилизм, дискредитируются государственные начала в различных сферах жизни общества, забывается, что кроме прав у человека есть и обязанности. В связи с этим серьезную угрозу национальной безопасности России представляет несбалансированность интересов государства, общества, различных социальных групп и личности.
В целом роль человека в системе опасность - безопасность сводится к следующему:
1. В гносеологическом аспекте придает смыслосодержание, целеполагание умопостигаемому миру, интерпретирует его в соответствии со своими потребностями и представлениями.
2. Вносит причинность в процесс, на который он в состоянии оказать влияние (воздействие), вызывая изменения хода событий или порядка вещей, их естественных свойств.
3. Негативным проявлением этого является привнесение земного масштаба в понимание планетарных явлений, сужение оценки их значения до материалистического, потребительского значения. Человек признает только социально полезную значимость существования природы, отказывая ей в праве на самоорганизацию и независимое существование, нетерпеливо подправляя ее "неразумные" действия.
4. Организует, рационализует, программирует среду, формообразует и качественно преобразует разнообразные и разобщенные фрагменты социальной и природной действительности, зачастую без учета опасности последствий.
5. Обладает эвристическими способностями, открывает новое в познании мира, определяет перспективы общественного развития и своего будущего.
6. Является осью, главным связующим элементом социо-, природо-, техно- и космосферы.
7. В рамках социума создает мифологемы и идеологемы, вокруг которых разворачивается вся историческая драматургия, возникают поворотные цивилизационные изменения.
8. Придает общественной жизни аксеологическое, нормативно-ценностное содержание, формирует нравственные императивы типа "можно - нельзя", "хорошо - плохо", "правильно - неправильно.
9. Создает структуры и институты, обеспечивающие коллективное выживание, совместную защиту, урегулирование конфликтов и согласование интересов.
Таким образом, человек прямо или опосредованно включен в разнообразную, сложно организованную систему отношении и процессов, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или разрушительную роль. Однако весь линейный прогресс существования человека техногенной цивилизации пока не вписан в общепланетарную гармонию и заключается в том, что, решая текущие проблемы, он порождает новые, еще более масштабные и опасные.
Баланс позитивных и негативных качеств человека, их слияние определяет общий вектор развития человечества в социо-, природо- и техносфере (рис. 3).
Рис. 3. Роль человека в природе.
Помимо человека объектами безопасности выступают объекты пространственно-географического масштаба, различные сферы обеспечения жизнедеятельности человека, включая экономику, социологию, политологию и многие другие, значительная часть которых приведена на рисунке 4.
Рис. 4. Классификация пространственно-территориальных объектов
Можно заключить, что все объекты имеют четко выраженную масштабно-иерархическую структуру. Объектами безопасности являются также сферы жизнеобеспечения и духовно-политической деятельности.
К ним относятся:
· политическая;
· военная;
· экологическая;
· социальная;
· экономическая;
· демографическая;
· продовольственная;
· психологическая;
· информационная и др.
Каждая сфера по-своему проявляется в деятельности объектов в зависимости от их масштабов, нахождения и условий функционирования (рис.5).
Рис. 5. Классификация объектов производственной сферы.
Таблица 2 Декомпозиция объектов исследования безопасности
Иерархические уровни | Объекты безопасности | |
ГЛОБАЛЬНЫЙ | Ноосфера, биосфера, человечество | Геополитическая. Политическая |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ | Континенты. Группы стран Международные объединения, союзы и т.п. | Военная. Экономическая |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (национальный) | Государства | Продовольственная. Культурологическая. Демографическая. Экологическая |
ОБЩЕСТВЕННЫЙ (групповой) | Общества, социальные группы | Информационная Энергоинформационная |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (личностный) | Человек, личность | Научно-техническая Социальная |
Таблица 3 Классификационная характеристика деятельности людей в сфере безопасности
Принципы классификационной группировки признаков | Классификационные признаки |
Степень общности | Индивидуальные, групповые, общественные, региональные, государственные, международные. |
Сферы деятельности | Геополитическая, военная, экологическая, политическая, духовно-нравственная, социальная, экономическая, информационная, демографическая, продовольственная. |
Субъекты | Международные, государственные, национальные, партийные, профессиональные, институциональные. |
Тенденции | Прогрессивные, реакционные, консервативные. |
Нормы нравственности. | Справедливые, несправедливые, гуманные. |
Степень значимости | Наиболее существенные, существенные, малосущественные. |
Объектами региональной безопасности являются территория и население региона и все сферы обеспечения жизнедеятельности его инфраструктуры, расположенные на данной территории.
Территория - участок земной поверхности, имеющий отдельные границы и пространственный базис деятельности, который включает производственную и социальную инфраструктуру и рассматривается как объект жизнедеятельности, фактор и ресурс развития территории.
Субъект – это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа, государство и т.д.), источник активности, направленной на объект.
Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной исудебной власти Закон определяет силы и средства обеспечения безопасности в структуре силовых ведомств, органов, обеспечивающих безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранных органов, органов охраны здоровья населения и других государственных органов обеспечения безопасности, действующих на основании законодательства.
В законе «О безопасности» говорится, что граждане, общественные и иные организации и объединения, являясь субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством республик в составе РФ, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.