В соответствии со ст. 139 ГК РФ и другими нормами федеральных законов, иных нормативных актов информация может составлять коммерческую тайну, если она отвечает следующим требованиям:
— имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;
— не попадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, и перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
— к ней нет свободного доступа на законном основании;
— обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Согласно ст. 139 ГК РФ информация составляет коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами 23.
«Коммерческая тайна — это защищаемые предприятием сведения в области производства, новых технологий, организационной, коммерческой и иной деятельности, имеющие для предприятия действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее другим лицам, раскрытие (утечка, разглашение) которых может нанести ущерб интересам предприятия^.
|
|
«коммерческая тайна — преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы. Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес для коммерции».
«коммерческая тайна — это конфиденциальная управленческая, производственная, научно-техническая, торговая и другая информация, представляющая ценность для предприятия в достижении преимущества над конкурентами и извлечение прибыли»26.
На наш взгляд, в приведенных определениях не раскрываются в полной мере содержание и признаки коммерческой тайны, не отражены важные правовые аспекты, в том числе ответственность за посягательство на коммерческую тайну.
Вместе с тем, в указанных определениях наглядно просматриваются и наиболее характерные признаки данного определения, сформулированные в ст. 139 ГК РФ. К ним относятся:
конфиденциальность, закрытость этих сведений от третьих лиц;
действительная и потенциальная ценность этих сведений в силу неизвестности их другим лицам.
|
|
Коммерческая тайна — это конфиденциальные сведения в областях:
- производственно-хозяйственной;
- коммерческой;
- управленческой;
- научно-технической;
- финансовой.
«Коммерческая тайна — это охраняемые законом конфиденциальные сведения в области производственно-хозяйственной, управленческой, финансовой деятельности организации, имеющие действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к ним нет свободного доступа на законном основании, обладатель сведений принимает меры к их конфиденциальности, незаконное получение, использование или разглашение которых создает угрозу причинения вреда владелы у этих сведений и предоставляет ему право на защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации».