Торговые грузы

К торговым грузам относятся промышленные и продовольственные товары, перевозимые от поставщиков на базовые склады, в розничную сеть и систему общественного питания. В соответствии со спецификой груза подвижной состав должен обеспечивать:

- сохранность (закрытые кузова с вентиляцией, охлаждением, обогревом и т.д.);

- увеличенные объемы кузова (плотность большинства торговых грузов 0,15—0,3 т/м3);

- возможность механизированной погрузки и выгрузки (работы выполняются в основном вруч­ную или средствами малой механизации);

- перевозки груза "под пломбой", а в случае необходимости — отдельными секциями.[6]

В общем объеме перевозок торговых грузов продовольственные товары составляют почти 93%, а их укрупненная номенклатура содержит 8 наименований: мука; овощи; молоко и молокопродукты; мясо и мясопродукты; рыба и рыбопродукты; хлеб и хлебобулочные изделия; ликероводочные изделия; прочие продовольственные товары (рис.5).

Удельный вес перевозок различных видов продовольственных товаров

В зависимости от условий перевозки все торговые грузы могут быть разделены на четыре группы:

·товары, доставляемые в торговую сеть непосредственно от предприятий-изготовителей (мясо, мясопродукты, кулинарные изделия, пиво и безалкогольные напитки, хлебобулочные изделия);

·товары простого ассортимента, не требующие предварительной подсортировки и комплектации и доставляемые в торговую сеть либо от местных предприятий-производителей либо со станций железных дорог и пристаней при поставке иногородними предприятиями (крупы, сахар, соль, спички, ликероводочные изделия, мыло);

·товары сложного ассортимента, требующие предварительной подсортировки и подбора комплексных партий и реализуемые в специализированных или крупных универсальных магазинах (обувь, одежда, культтовары, ткани);

·товары, доставляемые с торговых оптовых баз или складов различных торговых организаций.

Виды грузопотоков зависят от принятой схемы поставки торговых грузов. Существуют четыре основные схемы перевозки торговых грузов (рис.4).


Самой эффективной является схема, при которой товары доставляются непосредственно от производителя в торговую точку. Однако такая схема используется в основном для доставки только скоропортящихся грузов. Базовые склады торговых организаций используются для подсортировки и комплектации укрупненных партий товаров или, наоборот, для разукрупнения и распределения партий товара по торговым точкам. На базовых складах может производиться фасовка и подготовка товаров к продаже. Наиболее распространена в настоящее время поставка товаров через оптовые склады, причем такая схема может включать в себя склады как крупного, так и мелкого опта.

Развитие рыночной экономики в России внесло значительные изменения в организацию доставки торговых грузов. Прежде всего это касается резкого увеличения плотности товаропроводящей сети за счет появления частных киосков, магазинов в местах проживания, рядом с остановками общественного транспорта. В микрорайонах городов возникла сеть рынков продовольственных и промышленных товаров. В организациях, учреждениях, на предприятиях появились торговые агенты различных фирм и индивидуальные предприниматели. Развивается торговля по образцам, когда покупатели по каталогам заказывают необходимый им товар, который они получают затем в согласованное время.

Такое приближение деятельности торговых фирм и частных предпринимателей к покупателям привело к повышению использования автомобилей малой и особо малой грузоподъемности. Значительная часть грузопотоков торговых грузов осваивается приспособленным легковым транспортом, у которого убираются задние сиденья, устанавливается багажник. Широко применяются прицепы к легковым автомобилям. Нередко легковой транспорт используется не только для доставки грузов, но и в качестве временной торговой точки.

Повышение плотности товаропроводящей сети привело к развитию системы оптовых складов и оптовой торговли, в том числе и мелкооптовой. [1]

Выбирая тип подвижного состава и его грузоподъемность, следует учиты­вать свойства и характер товаров, размер отправок, время года и температуру окружающей среды, срочность доставки грузов в торговую сеть. [6]. Подвижной состав должен соответствовать условиям перевозок торговых грузов, что достигается его высокой специализацией. Специализация используемого автотранспорта приводит к увеличению себестоимости перевозок, но это оправдывается сохранением качества грузов, всех его потребительских свойств, включая внешний вид. Нередко перевозимые товары имеют высокую стоимость, поэтому от подвижного состава требуется обеспечить сохранность груза, включая защиту от хищений.

Для торговых грузов характерно возможное расхождение между количеством принятого к перевозке груза и количеством груза, сданного грузополучателю в пределах естественной убыли. Естественная убыль является следствием свойств самого груза. Под ней понимается: усушка (испарение и вымораживание влаги), выветривание, раструска и распыл, утечка или просачивание, бой посуды. Величина естественной убыли нормируется в процентах в зависимости от вида груза и используемой тары, времени года (теплый или холодный периоды), расстояния перевозки. Для штучных грузов нормы естественной убыли не применяются.

Для перевозки торговых грузов в основном используются фургоны, которые могут быть разделены на две группы в зависимости от того, оснащены они или нет специальным оборудованием для перевозки конкретных грузов: изотермическими кузовами как с холодильными установками или оборудованием для подогрева кузова, так и без дополнительного оборудования; кузовами с комплектом приспособлений и оборудования для размещения и закрепления груза. [1]

Хлебобулочные изделия перевозят в лотках или таре-оборудовании. Лот­ки грузят и выгружают вручную. Иногда применяется отцепка прицепов у магазина. Хлеб должен поступать в магазин не ранее 1 ч и не позднее 14ч пос­ле выпечки (мелкие булочные изделия до 6 ч), что диктует условия при сос­тавлении графиков его завоза.

Муку перевозят в мешках и специализированных автомобилях-цистернах. Недостатки перевозок в мешках — ручной труд, потери (до 300 г на мешок), снижение качества муки, высокая стоимость тары.

Скоропортящиеся продукты транспортируют в закрытых кузовах — изотермических фургонах и холодильниках с временными и постоянными источниками холода. В зависимости от рода груза температура должна быть +16...-20°С.

Для перевозки овощей, фруктов, молока, молочных и других продуктов при низких отрицательных температурах требуется обогрев кузова.

Промышленные торговые грузы перевозят в пакетах, контейнерах, фурго­нах и специализированных кузовах; мебель (собранная) в кузовах-фургонах с приспособлениями (ремни, прокладки) для крепления и предохранения от,повреждений.

Для удобства погрузки и разгрузки товаров в пакетах, мешках, тюках в кузовах-фургонах имеются роликовые полы, опускающиеся лестницы, под­ножки, грузоподъемные борты и т.п. При перевозках в контейнерах, пакетах, таре-оборудовании применяются автомобили-самопогрузчики (разгрузчики), оборудованные кранами или грузоподъемными бортами.

Перспективные формы перевозок торговых грузов: широкое применение специализированного подвижного состава, обеспечивающего повышение со­хранности грузов и коэффициента использования грузоподъемности; внед­рение перевозок в таре-оборудовании, специализированных и универсальных контейнерах, а также в транспортных пакетах; применение подвижного со­става со средствами выполнения погрузочно-разгрузочных работ (краны, грузоподъемные борта и т.п.); совершенствование структуры парка авто­мобилей по грузоподъемности; оперативное планирование и разработка развозочно-сборных маршрутов с применением ЭВМ; совершенствование системы обслуживания торговли, и в особенности общепита, за счет улучше­ния использования автомобилей во времени (диспетчеризация перевозок гру­зов на условиях почасовой оплаты, работа автомобилей на условиях грузовых такси); сокращение повторности перевозок грузов; повышение коэффициен­та использования пробега за счет взаимоувязки порожних и груженых ез­док (товар, тара). [6]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: