1.Общие вопросы компетенции
2.внутренние вопросы компетенции
3.внешняя компетенция ЕС
4.Дополнительная компетенция ЕС
1.Общие вопросы компетенции
Компетенция - это юр границы деятельности любого органа или организации, в т.ч. ЕС.
Компетенция это совокупность предметов ведения (сфера общественной жизни, в отношении которой ЕС может принимать НПА) и полномочий (права и обязанности в подведомственных сферах).
Сущность компетенции
По своей сущности компетенция Союза является властной, так как включает в себя полномочия издавать нормативные и индивидуальные акты, обладающие юридически обязательной силой на его территории.
Осуществляемые Союзом властные прерогативы появились за счет добровольной уступки государствами-членами своих суверенных прав во многих областях (в западной доктрине пишут также о "слиянии суверенитетов"). По своему происхождению компетенция Европейского Союза, таким образом, является производной, или делегированной, т.е. полученной от государств-членов.
|
|
Особенности компетенции ЕС
· По происхождению: Делегированная (передача государствами-членами части своих суверенных прав наднациональным органам путем подписания договора).
· По сущности: Властная компетенция – предполагает издание правовых норм органами ЕС обязательных для исполнения
· По динамике: постепенное возрастание компетенции ЕС
· По структуре: компетенция носит комплексный характер (вопросы внешней политики, вопросы защиты прав граждан, сотрудничество полиции, судебных органов…)
Категории компетенции
Исключительная (ст. 2,3 договора о функционировании ЕС) – вопросы, изъятые из ведения государств (для поддержания внутреннего рынка):
a) Таможенный союз
b) Установление правил конкуренции
c) Денежная политика в рамках зоны евро
d) Сохранение морских ресурсов в рамках политики рыболовства
e) Общая торговая политика
Совместная компетенция (круг вопросов, в которых государства-члены и ЕС могут принимать акты совместно)
a) Внутренний рынок
b) Экономическая политика
c) с/х и рыболовство
d) защита потребителей
e) транспорт
f) окружающая среда
g) энергия
h) проблемы безопасности в сфере здравоохранения
по осуществлению мер поддержки, координации и дополнительной деятельности (финансовая поддержка, осуществление программ…) (вспомогательная компетенция)
по определению и осуществлению общей внешней политики и политики безопасности.
Дополнительная компетенция:
Способы осуществления дополнительной компетенции:
J Подразумеваемые полномочия (есть статьи лазейки – нормы, которые позволяют ЕС издавать акты по вопросам прямо не отнесенным к его ведению)
|
|
J Механизм продвинутого сотрудничества (не менее 8 государств могут подписать соглашение и делегировать союзу определенные полномочия).
Содержание компетенции
Учение о функциях – внутренние (внутренняя компетенция ЕС) и внешние функции (внешняя компетенция ЕС)
Принципы:
Принципы, положенные в основу распределения компетенции ЕС государствами-членами и осуществления компетенции Союзом:
1) принцип передачи полномочий – ЕС обладает только той компетенцией, которая ему передана государствами-членами. Все иные полномочия, прямо не переданные учредительными актами ЕС, сохраняются за государствами членами;
2) принцип субсидиарности и пропорциональности – определяет условия и порядок осуществления компетенции ЕС. Субсидиарность означает, что за пределами исключительной компетенции все предусмотренные полномочия осуществляются ЕС, если они не могут быть должным образом осуществлены государствами-членами. Пропорциональность предполагает, что при осуществлении деятельности ЕС его действия ни по содержанию, ни по форме не должны выходить за пределы, требуемые для достижения целей ЕС.
2.внутренние вопросы компетенции
Источник – договор о функционировании ЕС раздел 1 (сферы деятельности ЕС).
Сферы общественной жизни:
C Внутренний рынок
C Секторная политика
C Экономическая и денежная политика
Внутренний рынок
Ст 26 договора о функционировании ЕС.
Это пространство, где действуют 4 свободы.
Единый таможенный тариф.
Метод негативной интеграции – запрет на установление препятствий движения товаров и услуг.
Секторная политика
Комплекс мер, проводимых ЕС в отношении определенных сфер общественной жизни.
Пространство безопасности и правосудия
Экономическая и денежная политика
Эмиссия евро и поддержание его на должном уровне.
Полномочия:
v Законодательные
v Финансовые
v Исполнительно-распорядительные (текущее управление в сферах общ жизни) реализуются в форме решений
v Юрисдикционные – разрешение споров
v Контрольные полномочия
v По принятию рекомендательных и поощрительных мер
3.внешняя компетенция ЕС
T Ассоциации с заморскими странами и территориями 198 договора о функционировании ЕС
T Отношения с 3ми странами, общая торговая политика с 3 странами (206 ст дог о функционировании)
T Отношения с международными организациями
T Общая оборонная политика
Органы, институты Европейского Союза
Источники – часть 6 соглашения «о функционировании…», раздел 3 договора «о ЕС»
К политическим институтам Союза принято относить те из них, которые разрабатывают и осуществляют политику Союза: Европейский парламент, Совет и Комиссию. В этом качестве их противопоставляют "неполитическим" институтам (Суд, Счетная палата), которые в ходе принятия решений должны руководствоваться нормами права, стоять "вне политики".
1. Организационный механизм
Система институтов и других органов ЕС. Институты – руководящие, наиболее важные органы ЕС, другие органы выполняют вспомогательные функции.
По Учредительному договору: Европейский Совет, Совет ЕС, Европейский Парламент, Европейская Комиссия, Суд ЕС, Счетная палата, Европейский центральный банк.
Другие органы: Европол, Евроюст, Экономический и социальный комитет, комитет регионов.
Генеральный секретариат, комитет постоянных представителей.
Учреждения имеют свою право субъектность, функции.
Элементы разделения властей:
- Законодательная власть – Совет ЕС, Европейский парламент
- Исполнительная власть – Европейская комиссия
- Судебная власть – Суд ЕС
Теория сбалансированного распределения полномочий – каждый орган выполняет полномочия как законодательные, так и исполнительные в рамках договора.
|
|
2. Европейский парламент – ст 223, 224, акт «об избрании членов ЕП всеобщим прямым голосованием» в Брюсселе, Люксембурге и Страсбурге.
Состоит из представителей граждан ЕС, 751 депутат (Германия – 96, Франция – 74, Италия, Великобритания – 73, Испания – 54, Польша – 51 и т.д., минимально - 6). Срок полномочий – 5 лет, последние выборы в 2009 году.
Принципы – путем выборов, которые осуществляются по средством прямого, свободного, всеобщего и тайного голосования. По пропорциональной системе, партии на Европейском уровне.
Выборы в день и часы, устанавливаемые каждым государством, в рамках одного периода – утром в четверг до воскресенья
Членство в парламенте не совместимо с должностями ЕС и членством в национальном парламенте
Внутренняя организация – политическая структура – фракции.
административная структура – председатель, бюро (коллегиальный) для решения организационных, финансовых, технических вопросов, конференция председателей (фракций), парламентские комиссии, квесторы – должностные лица, генеральный секретариат
Председатель на 2,5 года из числа членов - шульц
Проводит одну ежегодную сессию, без специального решения во второй вторник марта
Способы принятия решений – простое или квалифицированное большинство – см. договоры
Полномочия ЕП:
- Законодательные полномочия и бюджетные (совместно с Советом)
- Контрольные
- В сфере исполнительной власти
- В формировании других органов и должностных лиц
- Внешнеполитические полномочия
Ответственность депутатов – акт можно оспорить в суде ЕС
3.Совет Европейского союза – Договор о ЕС (ст 16), о функционировании – ст 237 – до конца.
Ранее были министры – наиболее компетентные
Заседают в разных формациях
Внутренняя организация:
- Председатель – ГОСУДАРСТВО (6 мес, начиная с 1 янв по 1 июня, с 1 июня по 1 янв. Задача – организовать работу совета
- Комитет постоянных представителей. Состоит из постоянных представителей государств в ранге послов. Задача: подготовка законопроектов
|
|
- Рабочие группы. Включают экспертов и специалистов которые готовят законодательный акт на начальном этапе.
- Генеральный секретариат
Способы принятия решения в совете
4.Европейский совет – ст 235 и 236 получи статус по Лиссабонскому договору
Председатель совета и комиссии + главы государств
Собираются 2 раза в полугодие
Это руководящий институт. Не является законодательным или исполнительным.
5.Европейская комиссия
Ст 17 договора о ЕС, ст 244-250 договора о функционировании ЕС.
Это исполнительный орган ЕС. Находится в Брюсселе.
Состав еврокомиссии:
По одному гражданину от каждго государства-члена ЕС (всего их 27 чел). В 2014 будет другое формирование. 2/3 от государств-членов (18 чел), если Евросовет не решит изменить это число. Но многие гос-ва хотят сохранить прежнее количество – 27 чел.
Срок полномочий еврокомиссии 5 лет.
3 этапа формирования комиссии:
· Формирование должности председателья. Евросовет предлагает кандидатуру европарламенту, а он либо соглашается либо нет. Парламент избирает большинством голосов. Если кандидат не набирает большинство голосов, то в течение месяца предлагается новая кандидатура. Но таких случаев небыло – парламент всегда соглашался с кандидатурой.
· Формирование состава комиссии (остальные 26 человек)
Совет+председатель комиссии предлагают кандидата на пост, эти кандидаты утверждаются европарламентом
· Назначение комиссии европейским советом.
Требования к кандидатам на пост комиссара:
ü Общая компетентность (государство заранее ставится в известность в каком направлении они ищут комиссара, например если он должен курировать транспорт, то выбирается человек компетентный в этой сфере)
ü Европейская преданность (этого договор не разъясняет). Человек, который не будет противодействовать интеграции государств.
ü Независимость. Комиссия формируется из числа лиц, обеспечивающих гарантии независимости. Члены комиссии независимы. Они не отстаивают интересы собственных государств, действуют в интересах всех лиц. Члены комиссии не могут заниматься НИКАКОЙ ПРФЕССИОНАЛЬНОЙ деятельностью. Если они ушли в отставку – они должны аккуратно относиться к выбору работы, им пожизненно выплачивается достойная пенсия, если они будут работать и получать зарплату соразмерную с пенсией – пенсия отменяется.
Внутренняя организация Еврокомиссии:
ü Председатель и его заместители (вице-председатели). Председатель организует работу комиссии. Жозе Мануэлу Баррозу
Вице-председателей 7 человек.
1й вице-председатель - Верховный представитель по иностранным делам и полит безопасности (Кэтрин Эштон)
ü Комиссары
ü Генеральные директораты это органы спец компетенции, которые осуществляют управление в определенных сферах общественной жизни. Возглавляются генеральными директорами. А они в свою очередь подчиняются комиссарам. Директораты делятся на отделы. (Отделы=>директораты=>директоры=>комиссары)
ü Генеральный секретариат
Решения принимаются большинством голосов. Есть 2 доп порядка принятия решений.
T Писменная форма. Комиссарам в писм форме присылается вопрос. Если в течение определенного срока он не возражает – значит согласен
T Внутреннее делегирование полномочий. Если вопрос может решить 1 комиссар, то решение вопроса делегируется ему.
Полномочия Еврокомиссии
Ø В сфере исполнительной власти. (Комиссия должна исполнить бюджет)
Ø В сфере законодательной власти (только комиссия обладает правом законодательной инициативы). Совет и европарламент могут делегировать комиссии принять какой-либо акт. Комиссия достаточно часто принимает такие акты делигированного законодательства – «Комитология»).
Ø Контрольные полномочия. Комиссия – надзорная инстанция по выполнению законодательства ЕС. Имеет полномочия по наложению штрафов в случае невыполнения антимонопольного законодательства (предварительно комиссия проводит проверку). Она накладывает санкции напрямую без решения суда, потом предприятие вправе подать на комиссию в суд за наложение штрафа.
Ø Консультативные полномочия. Комиссия дает консультации странам, как выйти из кризисной ситуации.
Ø Внешнеполитические полномочия. Председатель еврокомиссии и 1й председатель представляют евросовет на международной арене.
Ответственность комиссии
v Индивидуальная ответственность комиссаров (член комиссии подает в отставку по требованию председателя или по собственной инициативе или может быть отправлен в отставку судом по ходатайству совета или комиссии, если он совершил проступок).
v Коллегиальная ответственность. Ответственность перед европарламентом. Он может выразить вотум недоверия. Члены должны уйти в отставку. Возможна добровольная отставка всех членов комиссии.
6.Суд ЕС
Ст 19 договора о ЕС в ред лиссаб договора. Договор о функционировании ЕС 251-281 ст.
Инстанции:
· Суд – высшая инстанция (в Люксембурге)
· Трибунал
· Специализированные трибуналы (низшее звено). Но сейчас он один только.
Состав суда:
· Судьи (по 1му судье от каждого государства-члена) Председатель суда – Василиос Скурис
· Генеральные адвокаты – оказывают помощь. Это специалисты, которые готовят материалы по делу и представляют суду свое мотивированное заключение по делу. Он ни на чьей стороне, он как эксперт. Их 8 человек. Есть идея увеличить это число, т.к. они не справляются с объемом работы.
Формирование суда:
Судьи назначаются по общему согласию правительств государств-членов. Срок полномочий 6 лет. Через каждые 3 года половина состава суда – частичное обновление.
Новелла – правительства государств проходят консультацию со специальным комитетом, чтоб назначить судью. В составе комитета 7 чел из бывших членов суда, известные юристы.
Кто может быть судьей (критерии):
o Независимость.
o Условия, требуемые для занятия высших судебных должностей в своих странах, или являются знатоками права с общепризнанной компетентностью.
o Председатель выбирается на 3 года. Он может переизбираться. Суд назначает своего секретаря.
Принципы деятельности судей:
v Независимость судей (иммунитет от уголовной и админ отв-ти), не могут осуществлять другую проф деятельность. Запрет на участие в делах, к которым у судьи может быть личный интерес. Финансирование деятельности суда осуществляется из бюджета ЕС.
v Тайна совещательной комнаты. Знание французского языка – т.к. судьи в тайной комнате совещаются на французском языке. Судьи выносят решение большинством голосов, но подписывают его все судьи, независимо от голосования. Особое мнение не выносится, чтобы избежать преследований со стороны государства.
v Коллегиальность. Суд заседает палатами по 5-7 чел. 8 палат. Есть большая палата в 13 чел. Палаты не имеют специализации – могут рассматривать любое дело.
Юрисдикция (полномочия суда)
Ø Дела искового производства (прямая юрисдикция). Судьи решают вопрос о праве. Суд это доп гарантия от нарушения прав самими органами ЕС. Подает в суд тот субъект, которого обидел ЕС или 2 спорящих государства-члена ЕС.
Ø Преюдициальный порядок. Суд отвечает на запросы национальных судов. Он толкует нормы (как конституционный суд).
Ø Иные случаи, предусмотренные договором. Суд выступает как апелляционная инстанция трибунала.Или суд может рассмотреть вопрос о соответсвии международного договора, планируемого принять ЕСом нормам права ЕС. Могут быть иные случаи.
Трибунал
В состав входят судьи. Могут входить ген адвокаты но не входят сейчас. Принципы, критерии теже самые.
Профессура только не может входить в состав (судья не может быть теоретиком, а только практиком)
Он рассматривает споры с участием юр и физ лиц (исковое производство). Суд может передать трибуналу и забрать у него любое дело. Решение трибунала может быть пересмотрено вышестоящим судом.
Специализированные трибуналы
Он один - по делам гражданской службы.
7. Счетная палата, омбудсман, специализированные органы.
Счетная палата:285 ст договора о функционировании ЕС
Лекция: Правовое положение человека в ЕС.
1. Понятие, система и источники основ правого положения человека и гр-на в ЕС
2. Гражданство в ЕС: основание
3. Принципы пр положения гр-а
4. Система пр положения гр-на в ЕС.
Козенян «хартия моск
Кониниченко П. А. «О гражданстве ЕС» М журнал межд права 2000г. № 3
Смирнова Ес., Смирнов «Е гр-во и решение? национ и кул политики в рамках коммуникативных структру»// Мж меж пра 2000г. № 3
Мстрежнева «Азбука евр гр-ва» //Ж Европа 2002г. № 1
1.Понятие, система и источники основ правового положения человека и гр-на в ЕС.
Основы пр положения человека и гр-на – институт права ЕС, содержащий норма, закрепляющие наиболее важные и единые для всего союза стандарты поведения человека и гр в оществе. А также принципы взаимоотношения органов власти.
Система состоит из 3х элемента:
1. Гражданство ЕС
2. Принципы правового положения гр-на
3. Основные права и свободы
Источники основ пр положения чел и гр-на – это международные договоры, в кот участвует ЕС:
1). Европейская конвенция о правах человека 1950г. (ЕСовет) – создратся права человека первого поколения. Существует 14 протоколов. 1 протокол 1951г. посвящен защите собственности. 1963 – право выбора место жительства и свобода передвижения, протоколы 6 и 13 – запрет смертной казни и т.д.
2). Женевская конвенция от 28.07. 1951г. «О статусе беженцев» ЕС ссылается на данную конвенцию
3). Учредительные договоры – ДЕС и ДФЕС (ст. 2 ДЕС – базовые ценности, на кот базируется ЕС), ст. 3 ДЕС – цели – союз предоставляет своим гражданам пространство, и поставлена задача – бороться с дискриминацией, цель главная – содействие равенства женщин и мужчин, ст. 6 о ЕС закрепляется статус хартии ЕС, и Лиссабонский договор прировнял Хартию к обычным договора. Ст. 7 о ЕС вводит санкции к нарушителю, сначала гос-во предупреждается – как не допускать нарушение прав и свобод (лишение права голоса в Совете, или отказ от выдачи определенных кредитов, субсидий, гос дотаций и т.д.), раздел 2 «положение о демократических принципов» и ДФЕС – внутренний рынок (объективные права).
4). Специальные акты ЕС, кот относим к актам особого рода. Всегда с момента создания ЕС они хотели иметь свою систему, для того, чтобы не было разногласий отдельно внутри одного государства и гос-тв.
1989г. «декларация основных прав и свобод» (преамбула и 28 статей, в кот прописаны пол права и общественные пр гра-н, + гарантии и принципы) хартия «об основных правах работников» состоит из 38 статей. В этих документах содержатся основные начала, на кот д ориентироваться гос-ва. В данных законах (работников) был закреплен механизм контроля. Контроль ведется за выполнением прав. Хартия «об основных правах» провозглашается. Хартия состоит из 7 глав, 54 статьи и преамбула.
В соответствии с ценностями, кот защищает Хартия. Достоинство, солидарность, свобода, солидарность, правосудие – основные ценности Хартии.
Комплексы актов вторичного права – регламент 2001г. Совета и парламента «о защите физ лиц в отношении обработки персональных данных». 2004г. директива «о праве гр-н союзах и членов их семьи свободно передвигаться и проживать на территории». Дирек 2003г. «О праве на воссоединении семьи».
5). Прецедентное право (защищать права человека – суд. Решение 1969г. «по делу Штаудер» решение суда 1975, 1979г. о равной оплате за труд.
2.Гражданство ЕС.
Институт гражданства появляется в 1993г. Положения гр-ва регулируется разделом 2. Легитимность принятия решения в глазах рядовых граждан – требовались единые цели, кот способствовали интеграции. Т.е. создание не только гос-тв, но и народа. В 1974г. на Парижской встрече была создана специальная компания, кот д б создать особые прав гр-н ЕС.
1). Право участвовать в мун выборах
2). Право для лиц, кот не занимаются трудовой деятельностью
3). Создание единого паспорта для лиц ЕС
1 января 1985г. было принятие этого паспорта. 1984г. – Европа для граждан. Гражданство вытекало из принципов прямого действия – непосредственную норму. Понятие Гр-во ЕС более правильнее, чем
Гр-ном явл каждое лицо, явл гр-вом члена. Гр-во дополняет и не подменяет его. Все граж-не гос-тв явл гр-нами ЕС.
Право:
· Свободно передвигаться и выбирать место жительства
· Избирательные права (участвовать в мун выборах и право участвовать в выборах Е парламента)
· Право на дипломатическую и консульскую защиту
· Право пятиции в Е парламент
· Право обращения с жалобой к омбуцману Е парламента
· Право направлять обращения органам
· Право на доступ к документам Е парламента, комиссии
· Право законодательной инициативы
· Необходимость воздерживаться от негативного характера (получить бесплатное образование, запрет клонирования)
Найти доп права!!!!
3.
Принципы – основополагающие начала. М разделить:
1). Общие
2). Специальные:
ü Равенства (равенство формальное, т.е. равенство перед законом, второе – равноправие (равенство в правах) делится на социальное право, политическое равенство (независимо от гос принадлежности), гендерное равенство (равенство полов).
ü Уважения прав и свобод человека (ст. 2 важнейший принцип, кот влечет санкции к нарушениям)
ü Гарантированности (они дб реальными, способы обеспечения прав)
Выделяют 3 группы гарантии:
ü Институционализации (по защите работников). Омбуцман – разбираться с жалобами. Европейский контролер по защите данных
ü Процессуальные (применяются при разрешении гажданских дел)
ü Метриальные 9компенсация ущерба либо др убытков) устанавливается имущественная от-ть
4.
Классификация:
1. Политические (избирательные права, свобода слова – смежные права вместе с личными правами)
2. Социальные
3. Экономические
4. Культурные
5. Гражданские (уважение чел достоинства)
В зависимости от ценностей:
1. Достоинства (право на психическую и физ целостность личности – запрет на медицинские исследования, запрет клонирования)
2. Свободы (частной, семейной жизни, творчества, профессиональной деятельности)
3. Равенство (запрет на дискриминацию по любому основанию – дети, пожилые люди. С ограниченной отв-ю)
4. Солидарность
5. Гражданство (адресуется гр-ам ЕС)
6. Правосудие
1. Права человека
2. Права гражданина
Способы закрепления прав:
1). Позитивные
2). Негативные (запрет любым гражданам)