В следующем ниже перечислении приведены далеко не все проведенные в стране разработки. Одним из первых векторных дисплеев был дисплей УПГИ, серийно выпускавшийся для комплектации АРМ машиностроительного направления. Для автоматизации проектирования печатных плат и простого цветного вывода использовался дисплей ЦРД (цветной растровый дисплей). Вероятно первой законченной конструкторской проработкой векторного дисплея был «экран динамического вывода», выполненный в начале 60-х годов.
В 1968 году группой под руководством Н. Н. Константинова была создана компьютерная математическая модель движения кошки. Машина БЭСМ-4, выполняя написанную программу решения дифференциальных уравнений, рисовала мультфильм «Кошечка», который для своего времени являлся прорывом. Для визуализации использовался алфавитно-цифровой принтер.
- 1968, ВЦ АН СССР, машина БЭСМ–6, вероятно, первый отечественный растровый дисплей, видеопамять на магнитном барабане весом 400 кГ;
- 1972, Институт автоматики и электрометрии (ИАиЭ), векторный дисплей Символ;
- 1973, ИАиЭ, векторный дисплей Дельта. Малая серия;
- 1974 Институт прикладной физики (ИПФ), Новосибирск. Серия 1975, завод «Луч», Новосибирск;
- 1977, ИАиЭ, векторный дисплей ЭПГ-400. Серия 1979;
- 1979, ИПФ, цветной полутоновый растровый дисплей Гамма-1 – 256×256×6 бит;
- 1981–1982, векторные дисплеи ЭПГ-СМ (ИАиЭ), ЭПГ-2СМ. Серия 1983;
- 1982, Киев, НИИ периферийного оборудования, векторный дисплей СМ-7316 (4000–6000 векторов, 4096 символов, разрешение 2048×2048);
- 1982, ИПФ, растровый цветной полутоновый дисплей Гамма-2. 512×512×8 бит, таблица цветности, поддержка окон;
- 1983, ИПФ, растровая цветная полутоновая дисплейная станция Гамма-4. 1024×768×8 бит, таблица цветности, поддержка окон, видеопамять 4 Мбайта, прокрутка изображения, плавное, переменное масштабирование. Серия 1985–1986;
- 1984, ИПФ, растровое расширение символьных терминалов Гамма-5. 512×256×1 бит, прокрутка изображения. Серия 1984.
Итак, стартовав в 1950 г., компьютерная графика к настоящему времени прошла путь от экзотических экспериментов до одного из важнейших, всепроникающих инструментов современной цивилизации, начиная от научных исследований, автоматизации проектирования и изготовления, бизнеса, медицины, экологии, средств массовой информации, досуга и кончая бытовым оборудованием. Можно выделить следующие этапы развития:
|
|
- 60–70-е годы – научная дисциплина. Бурное развитие методов, алгоритмов – отсечение, генерация примитивных графических элементов, закраска узорами, реалистическое представление сцен (удаление невидимых линий и граней, трассировка лучей, излучающие поверхности);
- 80-е годы – прикладная наука. Отработка методов, средств, аппаратуры в различных сферах приложений;
- 90-е годы – основное средство общения человека с ЭВМ.
Лекция 2 Направления и приложения компьютерной графики