Курс лекций по МПИ
Методика преподавания истории - это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует закономерности процесса обучения истории в целях повышения его эффективности и качества. Объектом методики является вся сфера обучения истории. Предмет методики составляет содержание, организация, формы и методы преподавания и изучения истории.
Целью методики является - совершенствование процесса обучения во всех его внутренних и внешних проявлениях. Задачами методики преподавания истории является: выявление способов обучения; их квалифицированный разбор и доступное для восприятия и применения структурирование и описание; оценка этих способов по критериям доступности, эффективности и качества; выработка новых способов обучения с использованием опыта и объективных потребностей исторического образования.
Основными факторами обучения истории можно выделить: цели обучения; содержание и структура образования; процесс обучения; познавательные возможности учащихся; результаты обучения. Цели обучения главенствуют среди других факторов, поскольку от них зависит, что и как будут преподавать учителя и изучать школьники. Они определяются государством и обществом. Содержание обучения не носит постоянного характера, так как историческая наука находится в постоянном развитии и движении. Методика призвана осуществить оптимальный отбор наиболее важных знаний исторической науки. Выбранные знания представляются общеобразовательным учреждениям в виде государственного стандарта, альтернативных программ и учебников. Методика определяет организацию и способы действий по их отработке. Процесс обучения истории включает в себя: формы, методы, средства преподавания и изучения. Познавательные возможности учащихся определяются: умственными способностями учащихся; возрастом школьников; уровнем их исторических знаний; деятельностью учителя в организации занятий и самостоятельной работы учеников после уроков. Результаты обучения служат оценкой всего учебного процесса обучения истории. Для объективности результатов их соотносят с целями и задачами обучения. Результаты обучения: наличие конкретных знаний; их глубина и прочность; умение оперировать знаниями; умение ориентироваться в методах учебы с целью самостоятельного приобретения исторических знаний; качества школьников, сформированные в ходе учебного процесса.
|
|
Методика как наука призвана ответить на следующие практические вопросы: зачем учить, т.е. какие цели нужно и можно ставить с учетом возрастных особенностей учащихся и в соответствии с конкретными возможностями школьных курсов. Чему учить, т.е. каков оптимальный отбор содержания и какова его структура, чтобы с наибольшим успехом осуществить цели обучения. Как учить, т.е. какими способами наиболее эффективно осуществлять учебную деятельность, какими средствами и методами достигать оптимальных результатов в образовании, воспитании и развитии школьников.
|
|
Методика преподавания истории тесно связана с такими предметами как история, педагогика, психология, политология, социология, культурология, философия, этнография, правоведение, экономика.
Методология - это определенная система методов, которые применяются в процессе познания в рамках той или другой науки. Основным назначением методологии является выявить и осмыслить движущие силы, предпосылки, закономерности и функционирование научного знания и познавательной деятельности. Методологию методики преподавания истории составляют методы научного исследования процесса обучения истории.
Различают три уровня педагогических исследований: эмпирический, теоретический и методологический.
Методы педагогических исследований включают: научное исследование, формирующий эксперимент, констатирующий эксперимент, наблюдение, тестирование, статистический метод, собеседование и т.д. Проводятся исследования с целью научного рассмотрения какого-либо вопроса для выяснения возможностей его использования в обучении и воспитании учащихся.
Научное исследование включает применение частных методов, характерных для истории, и общих научных методов (анализ, синтез, аналогия, гипотеза и т.д.). Основными компонентами научного исследования являются: постановка задачи; предварительный анализ информации по исследуемой проблеме, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходной гипотезы; планирование и организация эксперимента; проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходной гипотезы на основе полученных результатов; окончательное формулирование новых фактов, тенденций и их объяснение; определение возможностей использования результатов исследования в учебно-воспитательной практике.
Формирующий эксперимент предполагает корректировку методов, форм, способов обучения. Он способствует выработке заданных экспериментом качеств у учащихся и учителя.
Констатирующий эксперимент - это своеобразный срез знаний, умений и навыков учителя и учащихся без каких-либо изменений их деятельности. Он часто становится преддверием формирующего эксперимента.
Педагогическое наблюдение - это метод исследования предметов и явлений объективной действительности в том виде, в каком они существуют. Исследователь в условиях педагогического наблюдения посещает и анализирует занятия, изучает сопутствующие им дидактические материалы, результаты опросов, экзаменов и зачетов и т.п. Наблюдение в сравнении с любым другим типом эксперимента отличается пассивностью, невмешательством исследователя в учебный процесс. Отличием является и то, что результаты наблюдений могут в определенной мере носить субъективный характер.
С реформированием исторического образования методы педагогических исследований заметно активизировались и расширились. Педагоги исследовательским путем доказывают целесообразность и жизненность всего нового, что будет внедряться в ближайшее время.