В педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогическая технология. Можно предложить критерии, которые составляют сущность педагогической технологии:
· строгое определение целей обучения (почему и для чего);
· должно способствовать:
- отбору и структуре содержания (что);
- оптимальной организации учебного процесса (как);
- методам, приёмам, средствам обучения (с помощью чего);
· а также учитывать:
- необходимый реальный уровень квалификации учителя (кто);
- объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
На сегодняшний день среди практиков является очень частым разделение педагогических технологий на «новые» и «неновые». Имеется в виду не временной аспект, а новые, как отличающиеся от привычных, традиционных педагогических технологий. Как пример хотелось бы предложить личностно ориентированные технологии.
Личностно ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается учет возможностей и способностей обучаемых, и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Цель такого обучения - создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.
Как же организовывается урок согласно личностно ориентированного обучения?
Личностно ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности.
Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание опыта учеников по рассматриваемой теме, и помочь ему в дальнейшем применить свои знания.
Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно значимые образцы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в опыте учащихся.
Важна при этом и форма обсуждения ученических «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно-неправильно»). Задача учителя - выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.
Основной целью уроков такого типа, является создание условий для проявления познавательной активности учеников. Можно выделить основные особенности данных уроков:
1. Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся.
2. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
3. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.
4. Использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
5. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения.
6. Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
7. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
Если рассмотреть какие цели стоят перед учителем на обычном традиционном уроке, и на личностно ориентированном, то наблюдается существенная разница.