Освещение

В магазинах используют следующие виды освещения:

1). рабочее: естественное и искусственное;

2). аварийное;

3). эвакуационное.

При использовании естественного освещения необходимо обеспечить правильное соотношение площади окон и площади пола. Для определения степени естественного освещения рассчитывается световой коэффициент (Кс).

Sз.п.

Кс = sп., где

Sз.п.- площадь застеклённой поверхности, м кв;

Sп.- площадь пола, м кв.

Этот показатель должен быть не менее 0,125. Соотношение площади окон к площади пола для разных помещений магазина должно быть следующим:

1). в торговых залах не менее 1:6;

2). конторских помещениях – 1:8;

3). подсобных помещениях – 1:10.

В современных магазинах всё чаще используется искусственное освещение, которое обеспечивается применением ламп накаливания или люминесцентных.

Искусственное освещение допускается в следующих помещениях:

- помещениях магазинов продовольственных товаров;

- помещениях магазинов непродовольственных товаров торговой площадью до 400 м кв (за исключением магазинов и отделов по продаже легковоспламеняющихся материалов, горючих жидкостей);

- помещениях приёма стеклопосуды, хранения контейнеров, уборочного инвентаря;

- кладовых и складских помещениях (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей);

- гардеробных, уборных, умывальных, душевых;

- кабинетах личной гигиены женщин.

Независимо от специфики отдельных магазинов к использованию искусственного освещения предъявляются следующие требования:

- лампы накаливания или люминесцентные лампы, применяемые для общего или местного освещения, должны быть заключены в защитную или светорассеивающую арматуру; применение открытых ламп накаливания не допускается;

- расстояние от светильников до товара, изделия или тары, находящихся в складских помещениях, должно быть не менее 0,5метров;

- искусственное освещение должно быть равномерным и по своей интенсивности превышать естественное освещение;

- искусственное освещение должно создавать у покупателя правильное впечатление о цвете, качестве, свежести товара;

- соответствовать планировке и размерам торгового зала, цвету стен, потолка, особенностям торгового оборудования;

- искусственная освещённость должна приниматься не менее величин, указанных в СниП (при лампах накаливания 100-150; при люминесцентном освещении 200-300 – для торговых залов; для прочих помещений нормы освещённости в два раза ниже).

Выбирая тип освещения, следует учитывать, что лампы накаливания всегда создают более благоприятную психологическую атмосферу и меньше искажают цвета товаров, чем люминесцентное освещение. Однако, лампы накаливания более дорогие в эксплуатации и повышают температуру рабочих помещений. Люминесцентное освещение – дешевле, но данный тип освещения утомляет зрение, искажает цвет товаров.

Аварийным освещением должны быть оснащены места установки кассовых аппаратов. Светильники аварийного освещения в помещениях могут быть использованы для эвакуационного освещения.

Вентиляция, отопление, кондиционирование воздуха. Вентиляция служит для удаления из помещений излишнего количества тепла, влаги, углекислоты, запаха и других примесей воздуха. Вентиляция может быть естественной и искусственной. Расчётная температура воздуха в магазинах должна соответствовать показателям, приведённым в таблице

Таблица 10.

Расчётная температура воздуха в торговых залах магазинов.

Помещения Температура, ос

1.Торговые залы магазинов с торговой площадью

250м кв и менее:

1.1.продовольственные 12

1.2.универсальные и непродовольственные. 15

2.Торговые залы магазинов с торговой площадью

более 250м кв:

2.1.продовольственные 12

2.2.универсальные и непродовольственные. 15

 
 


В продовольственных и непродовольственных магазинах с торговой площадью до 250м кв допускается естественная вентиляция. Для этого используют окна, форточки, двери, фрамуги, вытяжные каналы.

В магазинах с торговой площадью свыше 250м кв вентиляция должна быть с механическим побуждением. В случаях, когда продажа продовольственных и непродовольственных товаров предусмотрена в отдельных торговых залах, система вентиляции должна быть раздельной.

В системах механической приточной вентиляции должна быть предусмотрена очистка подаваемого наружного воздуха и его подогрев в зимнее время. Забор воздуха для приточной вентиляции должен осуществляться в зоне наименьшего загрязнения на высоте не менее двух метров от земли. В местах забора чистого воздуха должна быть исключена возможность появления горючих и токсичных газов и паров, дыма, искр и открытого огня.

В торговых залах магазинов, кроме торговых залов с химическими, синтетическими или иными пахучими веществами и горючими жидкостями, допускается применять рециркуляцию воздуха, при этом наружный воздух должен подаваться в объёме не менее 20куб м в 1 час на одного человека.

В холодный период года в рабочую зону должен подаваться воздух с температурой не выше 25 градусов по Цельсию и не ниже 16 градусов по Цельсию.

В крупных магазинах применяется принудительная приточно—вытяжная вентиляция. Мощность такой вентиляции определяется кратностью воздухообмена в 1час. В местах хранения легковоспламеняющихся жидкостей, лаков, красок и товаров бытовой химии приточно-вытяжная вентиляция должна обеспечивать бесперебойный воздухообмен. Вентиляционные камеры должны быть постоянно закрыты на замок. Вход посторонним лицам в них запрещён.

Кондиционирование воздуха. В продовольственных магазинах торговой площадью 3500м кв и более при расчётной температуре наружного воздуха для тёплого времени года 25градусов по Цельсию и выше следует предусматривать системы кондиционирования воздуха. Кондиционирование является наиболее эффективной системой регулирования параметров воздушной среды. Система кондиционирования включает в себя калориферы, воздухоохладители и вентиляцию. При этом процессы обработки и подачи воздуха автоматизируются.

В продовольственных магазинах торговой площадью 1500м кв и выше и в непродовольственных магазинах торговой площадью 2500м кв и выше при расчётной температуре наружного воздуха минус 15градусов по Цельсию и ниже ворота в разгрузочных помещениях, а также тамбуры входов для покупателей в магазинах торговой площадью 150м кв и более при тех же температурных условиях должны быть оборудованы воздушно-тепловые завесами. Воздушно-тепловые завесы включаются в холодное время года и сберегают тепло в здании магазина.

Отопление. Отопление обеспечивает соблюдение надлежащего температурно-влажностного режима в помещениях магазинов. В магазинах могут быть использованы разные системы отопления: водяное, паровое, электрическое и даже печное. Предпочтение отдаётся центральному водяному отоплению, с помощью которого возможно поддерживать в отапливаемых помещениях равномерную расчётную температуру. Оптимальная температура в торговых залах равна 14-18градусов по Цельсию. Температура в складских помещениях зависит от товаров, которые в них хранятся.

В торговых залах магазинов предусматривают дежурное отопление, с помощью которого поддерживают температуру воздуха в них не менее 10градусов по Цельсию. Размещение нагревательных приборов должно обеспечивать защиту работников от потоков холодного воздуха при расположении постоянных рабочих мест на расстоянии 2метров и менее от окон в наружных стенах.

Водоснабжение и канализация. Магазины должны быть обеспечены системой горячего и холодного водоснабжения, а также иметь канализацию, которые должны отвечать требованиям действующих СниП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Не допускается строительство новых предприятий без устройства внутреннего водопровода и канализации. Горизонтальные трубы и стояки производственных стоков в торговых залах, складских помещениях и моечных, а также стояки канализации из верхних этажей жилых зданий закрывают оштукатуренными коробами.

Вода, используемая для технологических, хозяйственно-бытовых, питьевых нужд должна отвечать требованиям действующих санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.559-96 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воду централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» или СанПиН 2.1.4.544-96 «Гигиенические требования к качеству питьевой воды при нецентрализованном водоснабжении».

К системам водоснабжения и канализации магазинов предъявляются следующие требования:

- обеспечивать потребность в питьевой воде;

- обеспечивать потребность в воде для хозяйственно-гигиенических целей; при этом на одного работника магазина установлена норма водопотребления 25 литров в смену;

- обеспечивать потребность в воде для противопожарных целей;

- в магазинах с объёмом здания 5000куб метров и более обязательно должен быть внутренний противопожарный водопровод;

- обеспечивать потребность в технической воде для поливки территории и обмывки автомашин;

- в предприятиях продовольственной торговли должны быть оборудованы моечные помещения для мытья инвентаря, посуды, тары, оснащённые моечными ваннами с подводом горячей и холодной воды;

- в предприятиях продовольственной торговли, где производится реализация фляжного молока, должны быть дополнительно оборудованы моечные помещения для мытья бидонов;

- в помещениях подготовки пищевых продуктов к реализации, кафетерии, комнатах персонала, столовых и буфетах должны быть установлены умывальные раковины с подводом горячей и холодной воды через смеситель;

- прокладка канализационных труб в помещениях для приёма, хранения, подготовки пищевых продуктов к продаже и в подсобных помещениях магазинов не допускается;

- запрещается сброс в открытые водоёмы производственных и бытовых сточных вод без соответствующей очистки;

- не допускается организация мелкорозничной торговли напитками в разлив в неканализованных местах и без наличия водопровода.

К противопожарному оборудованию розничных торговых предприятий относят: противопожарные водопроводы, пожарные лестницы, спуски для перемещения грузов в многоэтажных магазинах, план-схему эвакуации персонала и посетителей, средства противопожарной автоматики, средства противопожарной сигнализации.

В магазинах, имеющих средства механизации (транспортёры, лифты и т.п.), холодильные и вентиляционные установки, неблагоприятное воздействие шума на организм приводит к переутомлению работников, развитию заболеваний. Поэтому в таких предприятиях, особенно, если они расположены в жилых зданиях, необходимо предусматривать вибро-шумозащитные устройства, обеспечивающие должные условия труда работников торговых предприятий и условия проживания людей.

Тема 12 Проектирование, реконструкция и техническое переоснащение магазинов.

Под проектированием принято понимать разработку комплекса технической и конструкторской документации, содержащей технико-экономическое обоснование, расчёты, чертежи, схемы, пояснительные записки и другие материалы, необходимые для строительства или реконструкции предприятий, зданий, сооружений. Основные стадии разработки и согласования проекта представлены на рисунке 14. Основные требования к проектированию предприятий содержатся в документах:

1. Строительные нормы и правила (СниП);

2. Региональные строительные нормы;

3. Строительно-технологические нормы;

4. Государственные стандарты на строительные материалы и детали.

Проекты предприятий торговли разрабатывают проектные институты. Заказчиками могут быть организации всех форм собственности или ведомственной подчинённости. Отношения между заказчиком и проектной организацией устанавливаются посредством договора.

           
 
Разработка схемы размещения предприятия
 
Разработка технико-экономического обоснования
 
Составление задания на проектирование


Утверждение проекта
Экспертиза проекта
Разработка проекта по стадиям
Поиск производителя работ

Рис. 14. Стадии разработки и согласования проекта.

Содержание договора:

- наименование предприятия (сооружения, здания);

- вид строительства (расширение, реконструкция, новое строительство);

- район (пункт), отведённый для строительства;

- тип здания, этажность;

- требования к архитектурному оформлению;

- требования к внутренней планировке;

- требования по защите окружающей среды и утилизации отходов;

- требования по разработке автоматизированных систем управления технологическими процессами и предприятием;

- намечаемые сроки строительства;

- порядок осуществления строительства;

- порядок ввода мощностей.

К договору заказчик прилагает:

- строительный паспорт участка;

- технические условия (или возможность) подсоединения проектируемого предприятия к инженерным сетям, коммуникациям, источникам энергии, подземным коммуникациям;

- акт о выборе площадки для строительства (согласованный в Земельном комитете городской администрации).

Проектный институт (организация) предлагает заказчику на выбор типовой проект или индивидуальный проект. Типовые проекты, разработанные и утверждённые ранее, обходятся заказчику дешевле, нежели индивидуальные. Состав типового проекта приводится на рисунке

       
 
Состав типового проекта
 
сметы


           
     
 
 
 


Рис Содержание типового проекта.

При индивидуальном проектировании выделяют две стадии:

1. разработка, согласование и утверждение технического проекта;

2. разработка рабочих чертежей.

Основанием для разработки индивидуального проекта является задание заказчика-торговой организации. Задание должно содержать следующую информацию:

- планируемые основные показатели проектируемого объекта: предполагаемый объём и структуру товарооборота, размеры товарных запасов, скорость оборачиваемости товаров, примерный штат и состав работников;

- технологическую схему торгово-оперативных процессов магазина, которая определяет формы продажи и методы обслуживания покупателей, состав и площадь помещений, размещение товарных отделов и секций магазина, технологию движения товаров и направление покупательских потоков, этажность здания, шаг колонн и т.д.;

- требования архитектурно-строительного порядка (перечень материалов для строительства, оформление фасада и интерьера магазина);

- санитарно-гигиенические требования, определяющие оптимальный атмосферный режим для всех видов и частей помещения, системы отопления, вентиляции, охлаждения, канализации, источников освещения и водоснабжения.

На основе этих данных специалистами проектной организации разрабатывается проектное задание со сметно-финансовыми расчетами, технический проект и рабочие чертежи.

В последние годы в отечественной практике широкое распространение получил модельно-проектный метод проектирования. Его суть: в масштабе 1:50 составляет план проектируемого магазина. При помощи набора моделей торгового оборудования, изготовленного в соответствующем масштабе, составляются оптимальные варианты технологических схем магазина. После выбора оптимального варианта планировки помещений магазина и расстановки торгового оборудования макет фотографируют в нескольких видах. Эти фотоснимки и составляют технологическую и графическую часть проекта. Предложенный вариант рассматривается менеджерами, торговыми специалистами и другими заинтересованными лицами.

Этот метод вдвое уменьшает объём технической документации, снижает стоимость её изготовления, сокращает время проектирования. Все решения, принятые в техническом проекте, согласуют с заказчиком и следующими службами города:

- санитарно-эпидемиологической;

- Водоканалом;

- пожарной;

- Гостехнадзором;

- тепло- и электросетями;

- инспекторам по охране труда.

После согласования с вышеуказанными службами проекты утверждаются. Далее проектная организация разрабатывает рабочие чертежи.

Проект подлежит «привязке» к строительной площадке и подвергается экспертизе, которая проводится с целью повышения качества проекта и достижения лучших технико-экономических показателей.

По окончании строительства создаётся Государственная приёмочная комиссия, состав которой включает представителей от каждого органа, участвующего в согласовании проекта, а также представителей заказчика и проектной организации. После проверки всей документации, объекта, подведения итогов, комиссия составляет акт о приёмке объекта в эксплуатацию.

Важнейшим резервом совершенствования материально-технической базы торговли, торгово-технологических процессов в ней, организации труда и управления являются реконструкция и техническое перевооружение действующих магазинов.

Техническое перевооружение магазинов означает внедрение более современной технологии на основе полной или частичной замены активной части основных фондов, но не вследствие физического износа оборудования, а вследствие его морального износа (замена оборудования в результате его физического износа относится к обновлению основных фондов). Техническое перевооружение магазинов включает также небольшое обновление конструкций здания и инженерных сетей.

Понятие реконструкция шире, чем техническое перевооружение, т.к. предполагает обновление не только активной, но и пассивной части основных фондов, т.е. коренную перестройку зданий и сооружений торговли на основе принципиально новой техники и технологии.

Открытие магазинов в помещениях жилых домов, предприятиях социально-бытового обслуживания и в других неторговых помещениях, активно начавшееся в период приватизации, происходило и происходит за счёт их реконструкции. Это позволило резко увеличить обеспеченность населения торговыми площадями, создать конкуренцию между торговыми предприятиями, повысить качество торгового обслуживания. Наиболее «успешные» предприниматели укрупняют предприятия, расширяют торговые площади, осуществляют техническое перевооружение действующих и реконструированных магазинов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: