Анализ и формирование общественного мнения
Лекция 11.
1. Природа и статус общественного мнения.
2. Анализ состояния общественного мнения.
3. Учет и формирование общественного мнения.
Феномен общественного мнения занимает ключевые позиции в теории и практике PR.
Основные направления работы PR-служб, связанных с общественным мнением:
1. Отслеживание (анализ состояния общественного мнения по тем вопросам и проблемам, которые интересуют фирму);
2. Интерпретация это – оценка состояния общественного мнения, прогноз его развития, выработку советов для фирмы;
3. Определение воздействия на общественное мнение с целью его изменения в желательном для фирмы направлении.
4. Практическая работа по реализации этой цели.
Анализ общественного мне ния начинают с:
1. Выделения общественных групп так или иначе, связанных с интересом компании;
2. Выявление проблем, которые входят всферу общественного мнения заинтересованных групп.
Общественное мнение — это, прежде всего, позиция (одобрения — не одобрения, приемлемости — не приемлемости и т.д.) определенной общественной группы по важному для нее вопросу.
По отношению к группе общественное мнение выполняет ряд функций: 1. Информирование членов группы по конкретному вопросу,
2. Контроль за их действиями;
3.Определение способов решения проблемы.
4. Способствует большей сплоченности группы.
Создав влияние на общественное мнение в определенном направлении посредством использования PR, властные структуры получат возможность контроля за деятельностью группы и общества в целом.
В России, общественное мнение существует далеко не во всех социальных средах.
Функции общественного мнения не реализуются автоматически.
Их реализация зависит:
1. От уровня зрелости общества;
2. Сознающей себя в качестве субъекта социального поведения общественности;
3. Наличия у властвующих элит желания считаться с общественным мнением.
4. Потока свободной и доступной ей информации по предмету обсуждения;
5. Широкой сети безотказно действующих каналов межперсональной и межгрупповой коммуникации;
Причины, затрудняющие формирование общественного мнения россиян:
1. Непонимание большинством населения происходящего в стране, потеря базовых ориентиров в жизни. Нестабильность реакций и оценок. Зависимость высказываний от множества случайных факторов.
2. Чрезвычайная разобщенность образов и стилей жизни и, как следствие, множественность различных позиций.
3. Чрезмерная усталость от огромного количества ежедневных забот и, как следствие, утрата доверия к институтам власти. Широкая распространенность крайних форм выключенности из политического процесса, в том числе из процессов выражения общественного мнения.
4. Внутренняя противоречивость взглядов, связанная с ориентациями на новые ценности при сильной приверженности к старым.
5. Резкое оскудение языковых средств выражения имеющегося у масс знания — часть идущего в обществе процесса разрушения естественного языка, затронувшего и лексику непрофессионального гражданского общения.
Низкий статус общественного мнения в России объясняется не только его незрелостью, но и неразвитостью институтов гражданского общества.
Общественные институты - опираясь на поддержку общественного мнения способны вести длительный и регулярный диалог с властью.
Вне этих форм сила давления общественного мнения может проявиться в основном лишь в отдельных спонтанных акциях протеста (в забастовках, на митингах).
Уровень сформулированности, зрелости общественного мнения, его статус и понимание PR-структурами своих целей работе с ним, в решающей степени определяет диапазоны деятельности PR-специалистов.