1. Уровни восприятия цвета. Эмоциональное воздействие.
2. Цветовые круги по Гете, Оствальду, Иттену.
3. Типы цветовой гармонии.
- Уровни восприятия цвета. Эмоциональное воздействие.
Цвет – это одно из свойств материальных объектов, которое воспринимается как зрительное ощущение. Цветовые ощущения зависят от насыщенности и яркости цветов. Общепринятое разделение цветов на основные (красный, желтый, синий) и дополнительные (оранжевый, зеленый и фиолетовый). Белый черный, серый с градацией интенсивности выступают как нейтральные цвета.
Цвет воспринимается одновременно на трех уровнях интеллекта:
- на уровне сознания,
- на уровне подсознания,
- на уровне бессознательного.
Сознание выступает как высший уровень психической деятельности человека, отражает реальность в виде образов, представлений, идей, мыслей.
На уровне сознания цвет выступает как субъективное отражение объективной реальности (например, восприятие дорожных знаков, светофора – на уровне сознания).
Функция бессознания связана со стадией цветоощущений и заключается в регуляции функционирования организма со стороны нервной системы, т.е. на бессознательном уровне цвет становится источником и первопричиной чисто физических изменений в организме.
|
|
На уровне подсознания цветовосприятие связано с подсознательными образами и ассоциациями (например, синий – духовность, белый – чистота и т.п.).
Таким образом, цветовосприятие – это механизм перехода информации из внешней среды на высший уровень интеллекта (сознания) через эмоциональное представление (подсознание) и психофизическое состояние (бессознательное).
Индивидуальные уровни цветового восприятия:
Экспериментально доказано, что цвет не только влияет на человека, но и абсолютно определенно соотносится с его картиной мира.
Специалисты по рекламе используют возможность цвета выстраивать определенные эмоциональные отношения. Кроме того, с помощью цвета можно определить тип темперамента субъекта и с помощью цвета на него воздействовать.
По цветовым предпочтениям можно различать, распознавать такие психологические качества личности как направленность темперамента.
Направленность | Экстраверт | Интроверт | ||
Темперамент | холерик | сангвиник | флегматик | меланхолик |
Любимый цвет | Красный | Желтый | Зеленый | Синий |
Главная черта | Ярость | Веселость | Покой | Грусть |
Женщины | 24,5% | 12,5% | 19,5% | 43,5% |
Мужчины | 29,5% | 11,5% | 22,5% | 36,5% |
Вместе с тем, индивидуальные особенности восприятия связанные с темпераментом и общим психологическим устроен человека не столь существенно влияют на совокупную характеристику цвета.
|
|
У разных групп населения одной культуры определенные цвета вызывают определенные эмоционально-образные ассоциации (тест Люшера). С помощью цвета можно создать одни и те же образы.
Анализ смысловых и эмоциональных ассоциаций цветового воздействия показывает, что отдельные цвета, например, желтый, зеленый, голубой, воспринимаются как несущие положительный заряд, а другие цвета (черный, коричневый, серый) – отрицательные реакции.
Есть цвета (красный и белый) характеристика которых амбивалентна (+/-).
Амбивале́нтность (от лат. ambo — «оба» и лат. valentia — «сила») — двойственность отношения к чему-либо, в особенности двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.
Например, белый – чистота, и так же смерть (в Японии). Красный – агрессия и радость.
Специалисты – цветотерапевты считают, что для гармоничного состояния организма человек должен получать все цвета радуги, и дефицит цветов – воспринимается как дефицит витаминов, питания.
Соответствующие цвета витаминов:
А – желтый,
В – оранжевый,
С – желтый и зеленый,
D – фиолетовый,
Е – огненно-красный,
К – синий индиго.
Воздействие цвета в рекламе – это мощный инструмент.
Традиционные цветовые ассоциации:
Белый – выражает освобождение от сопротивления.
Серый – расслабленный, вялый, отсутствие четких психических тенденций, пассивный.
Черный – отрицание (на бессознательном уровне), вытеснение в небытие, молчаливый, замкнутый, независимый.
Оранжевый и красный – энергия, активность, лидерство. На уровне восприятия – энергичный, напряженный, уверенный.
Желтый – радость, расслабление, восприимчивость. На уровне отношений – разговорчивый, общительный, открытый.
Синий, зеленый – на уровне бессознательного воспринимается как волевое усилие, самовыражение. Самостоятельный, черствый, невозмутимый.
Темно-синий – состояние покоя, эмоциональная стабильность. На уровне отношений – честный, добрый, справедливый.
Фиолетовый – интуитивное понимание, эмоциональность; на уровне отношений – самостоятельный, неискренний.
- Цветовые круги по Гете, Оствальду, Иттену
Восприятие изображения в значительной степени определяется цветом. Цвет делает изображение более выразительным, передает настроение, обостряет восприятие, придает форме особую значимость.
Теорией цвета занимались многие выдающиеся люди: Гете, Оствальд, Иттен и другие. Огромное значение имеют работы Иоханесса Иттена, «Форкурс» - учебная дисциплина, которую он вел в Баухаузе, развивала у студентов мастерство свободного владения цветом. Его книга «Искусство цвета» является одним из основных учебников архитекторов и дизайнеров.
Почему мы видим цвет? Цвет – результат взаимодействия трех составляющих: светового потока, наблюдаемого объекта и зрителя. Воспринимаемый наблюдателем цвет объекта зависит от освещения и свойств поверхности, а кроме того, и от самого наблюдателя.
Принято раскладывать спектр на семь основных цветов. Вспомним поговорку об охотниках и фазанах. Это деление было введено Ньютоном. А Леонардо да Винчи считал, что основных цветов пять, Ломоносов заложил основы трехкомпонентной теории цветового зрения. Согласно этой теории, красный (R), зеленый (G) и синий (B) являются основными и взаимонезависимыми, т.е. ни один из них не может быть получен смешением двух других. Напротив, все остальные цвета могут быть получены путем смешения основных цветов, взятых в соответствующих пропорциях.
Человек различает не только различные цвета, но и их оттенки, светлоту, насыщенность. Диссонанс, возникающий при восприятии цвета в зависимости от цветовых контрастов, и вызывает сложные и сильные эмоциональные ощущения.
|
|
Когда мы говорим о гармоничном сочетании цветов, чаще всего имеем в виду категории «приятно – неприятно». Одни цвета прекрасно сочетаются друг с другом, другие = просто режут глаз (например, оранжевый и бордовый).
Иттен предложил перенести понятие цветовой гармонии из области субъективных чувств в область объективных закономерностей. Гармония цвета по Иттену – это равновесие, симметрия сил. Но строгих законов цветовой гармонии не существует: одни и те же сочетания приводят к различным эффектам в зависимости от соотношения в композиции цветов, порядка их чередования, а так же от размеров и формы цветовых пятен. Например, небольшой по размеру элемент должен быть окрашен более ярко, иначе его цвет «пропадет». А сложные неяркие цвета требуют большей площади, иначе они будут казаться грязными и тусклыми.
Для определения гармоничного сочетания различных цветов можно воспользоваться цветовыми кругами. Разные исследователи теории цвета предлагали свои варианты таких кругов. Рассмотрим основные три круга по Гете, Иттену и Оствальду.