Конституционно-правовые отношения и нормы

Вот с этой простой истины и начинается конституционное право демократического государства.

Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конституционного права, то не все его нормы способны порождать отношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в то или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самих общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм.

Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конст.РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.» Ясно, что эта норма не порождает

конкретного правоотношения и не может быть предъявлена в суде человеком для защиты своих требований. Но она важна как самое общее указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отношению к власти.

Однако большинство конституционно- правовых норм все же порождает конкретные правоотношения и поэтому очень важно иметь представления о субъектах этих правоотношений. Субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Главным из субъектов конституционных правоотношений является человек. Человек постоянно находится в конституционно-правовых отношениях с государством через его органы. Люди выступают субъектами конституционных правоотношений не только индивидуально, но и через добровольно созданные объединения: политические партии, общественные объединения, собрания избирателей и т.п.

Например, субъектом выступает народ, тогда когда проводится всенародное голосование. Однако таких отношений немного.

Следующим субъектом выступает государство: Российская Федерация, республики, входящие в Россию, а также субъекты Федерации, т.е. края, области, округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений, как в целом так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные комиссии и т.п.. Субъектами являются Главы государств, главы правительств, суды всех уровней. Органы местного самоуправления. А через избирательное право и референдум Государство вступает в прямые отношения с народом.

Со спецификой конституционных правоотношений неразрывно связана и специфика конституционно-правовых норм. Как в других отраслях права, по характеру предписания

- 15 -

конституционно-правовые нормы бывают: императивными и диспозитивными. Императивными, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать только в соответствии с указанием. Например, ст. 116 Конституции: «Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия». Диспозитивные нормы, в которых субъекту представляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбрать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Например, ст. 85 ч.1 «Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации или ст. 117 ч.1 Конституции:

«Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: