Разработал. Основатель моизма Мо-цзы (479-400 г.г

Заключение.

Основатель моизма Мо-цзы (479-400 г.г. до н.э.) вышел из школы Конфуция, но во многом отошел от нее. Сборник его изречений, названный по его имени, составлен ок. IV в. до н.э.

Мо-цзы развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства.

Основные положения моизма:

1. Мо-цзы отстаивал идею выборности первого правителя, напоминающую договорную теорию.

2. У Мо-цзы сильны идеи социального равенства, критика социальной несправедливости. Он выдвинул концепцию всеобщей и равновеликой любви.

3. Государство выступает у Мо-цзы как активный субъект преобразования. Осуществление преобразований предполагает не только использование обычаев, но и установление новых правил в форме законов.

Именно с Мо-цзы право в Китае стало ассоциироваться не только с ритуалом (ли), но и с законом – фа. В этом смысле Мо-цзы является предшественником легизма.

Основателем легизма считают Шан Яна (390-338 г.г. до н.э.), правителя области Шан. Он выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания.

Представления легистов о жестоких законах как единственном средстве управления тесно связаны с их пониманием взаимоотношений между населением и государственной властью. Эти взаимоотношения носят антагонистический характер по принципу «кто кого»: «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна».

В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что можно подчинить желательному «порядку» с помощью насильственных мер (в смысле – жестоких законов).

Этому идеалу государства совершенно чужды представления о каких-либо правах подданых, об обязательности закона для всех (включая и тех, кто их издает), об ответственности лишь за вину и т.д. Закон выступает здесь лишь как голая приказная форма.

При этом легисты предпринимали попытки пересмотреть основные идеи конфуцианства и даосизма и приспособить их для оправдания своих взглядов.

В результате всех этих усилий уже ко II в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Такое сочетание различных концепций управления и правопонимания сыграло значительную роль во всем последующем развитии государства и права в Китае.

Государственный строй в большинстве стран Древнего Востока имел свои особенности, основными из которых являлись: государственная собственность на землю, частная собственность на рабов и организация ирригационных работ, требующих использование огромной массы рабов и беднейших свободных.

Эти обстоятельства обусловили создание в странах Востока рабовладельческого государства в форме деспотии, в котором вся полнота власти сосредоточена в руках монарха – деспота, опирающегося на широко разветвленный бюрократический аппарат. В силу этих причин господствующей политической идеологии стран Древнего Востока стала теократическая доктрина, характерным признаком которой было обожествление личности монарха. В культуре монарха выражалась теория божественного происхождения государства.

Характерной чертой для политической мысли Китая того периода было конструирование различных социальных утопий, планов идеального общественного и государственного строя. Китайских философов более всего интересовали вопросы управления страной, взаимоотношения членов общества, отношения между различными социальными группами.

В то же время древнеиндийская политическая идеология включала два направления – светскую политическую доктрину («Артхашастра») и религиозное течение (буддизм).

Политическая и правовая идеология стран Древнего Востока нашла свое положение в работах многих мыслителей и более позднего периода.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Древнеиндийская «Ригведа» об исполнении долга и правильном пути. Древнеиранская «Авеста» о статусе личности. Политико-правовые идеи Мо-цзы, Лао-цзы и других древнекитайских мыслителей.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарским занятиям по следующим вопросам: 1.Общая характеристика политических и правовых учений в странах Древнего Востока.

2.Политические и правовые идеи в Древней Индии.

3.Политико-правовая мысль в Древнем Китае.

Начальник кафедры государственно-

правовых дисциплин

кандидат юридических наук

подполковник внутренней службы П.А. Чебоксаров

”______” _______________ 200_ года


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: