История парламентаризма

ГЛАВА 10. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа в общине

Работа в общине – процесс помощи лицам в самосовершенствовании товарищества путем организации коллективных действий. Эти действия направлены на уравнивание условий жизни нуждающихся или дискриминированных из-за бедности, принадлежности к определенному полу, возрасту. Например, кампания общественных групп и профсоюзов против сокращения социальных выплат.

Термин «община» употребляют в двух значениях:

ü социальная группа людей, которые близки по интересам или проблемам;

ü товарищество, которое объединяет лиц, проживающих в одном регионе – территориальная община.

Классическая модель такой работы в общине – соседская модель. Задача социального работника – проследить, как жители небольшого региона воспринимают свои общие соседские интересы и потребности, помочь им сформулировать целевые группы защиты интересов, направить их деятельность.

Становление парламентаризма. Федеральное Собрание Российской Федерации является законодательным (представительным) органом России. Законодательная власть заключается в возможности издавать общественно-обязательные нормативно-правовые акты, имеющие наиболее общий характер. Законодательная власть в общей структуре государственной власти обладает рядом особенностей: 1. осуществляющие её орган называется парламент, он полностью или одна из его палат формируется на основе всеобщих выборов и выступает органом народного представительства; 2. парламент наделён исключительным правом издавать нормативно-правовые акты, которые называются законами.

Идея народного представительства была выдвинута и разработана Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и другими мыслителями прошлого. Они противопоставляли народное представительство абсолютизму и рассматривали как единственно верную форму государственного устройства. Посредством парламента, сформированного за счёт народных представителей, принимаются законы, призванные ограничивать права высших органов власти и охранять права и свободы человека.

В разных странах, в зависимости от конкретных условий, парламентаризм находил выражение в различных конституционно-правовых формах. Например, в Великобритании признание принципов парламентского верховенства и его ответственного правления закрепило систему власти, называемую «парламентским правлением». В США парламент (Конгресс США) действует на основе жёсткой модели разделения властей, вследствие чего обладает равным правовым статусом по отношению к исполнительной власти.

Правовой статус парламента в системе разделения властей определяется формой правления, существующей в стране. В парламентарной монархии лидер партии, которая имеет большинство мест в парламенте ставится главой правительства. Правительство подотчётно парламенту. Важными чертами парламентской республики является участие парламента в формировании правительства и выборах президента.

В президентской республике парламент осуществляет свою деятельность на равных условиях с другими ветвями власти. В полупрезиденской (смешанной) республике законодательная власть вмести с главой государства принимает участие в формировании правительства. Правительство несёт ответственность перед парламентом и президентом.

Выделяется несколько этапов развития мирового парламентаризма. В ходе первого этапа (ХIV-ХYIII вв.) происходит образование парламента как органа государственной власти. Второй этап (конец ХYIII-начало ХХ вв.) называют золотым временем парламентаризма. Формирование парламента происходило на основании цензового избирательного права, что закрепляло интересы зарождающейся буржуазии. Третий этап характеризуется тем, что парламент уступает главенствующую роль в политической жизни исполнительной власти. Причиной этого являлась ограниченность социальной базы действующих парламентов, так как в их выборах принимало участие 10-15 % населения страны. Также среди политиков и учёных появляется новый взгляд на роль парламента в жизни государства и общества. Например, английский профессор Дженингс писал, что задача парламента не в руководстве страны, а в том, чтобы влиять и контролировать деятельность правительства. Французский социолог Раймон Арон писал, что парламент нужно сохранить для того, чтобы создать у среднего человека убеждение, что правительство руководит страной не бесконтрольно, чтобы служить ширмой для прикрытия работы правительства[1].

В связи с появлением избирательной системы, основанной на всеобщей, равной, прямой подачи голосов, во второй половине ХХ в. происходит возрождение парламентаризма. Во многих странах к компетенции парламента стало относится участие в формировании правительства. В связи с интеграцией Европы появился международный парламент—Европарламент.

Российский парламент в начале ХХ в. 17 октября 1905 г. царь Николай II издал Манифест об усовершенствовании государственного порядка, которым закреплялось создание Государственной Думы Российской империи.

Правовой основой выборов депутатов Государственной Думы Российской империи стало Положение о выборах от 6 августа 1905 г., утвержденное императорским указом одновременно с Манифестом о ее создании[2]. Государственная Дума выполняла роль нижней палаты парламента.

Избирательное право, закрепленное российским законодательством было косвенным, многоступенчатым, с цензовыми и классовыми ограничениями. Избирательным правом обладали мужчины, являющиеся подданными российского императора и достигшие 25 лет. Женщины избирательным правом не обладали. Также к лицам, не имеющих избирательного права, относились: осужденные за преступления, находящиеся под следствием или судом по обвинению в совершении преступления, недееспособные, лишенные духовного сана или звания, осужденные за уклонение от воинской повинности, военнослужащие, иностранные подданные. Также не могли участвовать в выборах должностные лица—губернаторы и вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, служащие полиции. Существенно уменьшал количество избирателей имущественный ценз.

Все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия. Положение о выборах закрепляло две избирательные системы по выборам депутатам: по городам и губерниям. 26 крупнейших городов Российской империи выделялись в особые избирательные округа. В них применялась двухступенчатая система, при которой избиратели, обладающие избирательным правом, должны были избрать выборщиков, которые и избирали депутатов Государственной Думы.

Работа Государственной Думы первого созыва продолжалась с 27 апреля по 8 июля 1906 г. по причине кризиса во взаимоотношения с царем она была распущена. Вторая Государственная Дума работала с 20 февраля по 3 июня 1907 г., третья—с 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г., четвёртая—с 15 ноября 1912 г. по 6 октября 1917 г.

Верхней палатой российского парламента являлся Государственный Совет, одна половина которого назначалась царём, другая—выбиралась сроком на девять лет на основе куриальной избирательной системе.

Следующий этап развития отечественного парламентаризма начался после октябрьского переворота 1917 г. Советская концепция построения системы органов государственной власти исходила из соединения законодательной и исполнительной государственной власти[3]. В соответствии с первыми советскими Конституциями государственная власть осуществлялась народом через Советы депутатов, которым были подконтрольны и подотчётные другие органы государственной власти. Конституция РСФСР 1918 г. в статье 24 закрепляла, что «Всероссийский съезд Советов являлся высшей властью Российской Социалистической Советской Республики»[4].

Изменения построения органов государственной власти в СССР связаны с принятием Конституции (Основного закона) СССР 1936 г. Его новеллой являлась реорганизация системы органов советской власти. Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов стали называться Советами депутатов трудящихся. Главное новшество состояло в замене съездов Советов и действовавших в промежутках между съездами исполкомов постоянными представительными органами, работавшими в сессионном порядке весь срок от выборов до выборов как парламент в западных странах. Если до 1936 г. в качестве органов государственной власти на местах выступали исполкомы, то по проекту нового Основного закона власть переходила к Советам как выборным органам представительной демократии, а исполкомы из органов власти превращались формально в исполнительно-распорядительные органы.

Система постоянно действовавших государственных Советов составляла своеобразную пирамиду во главе с Верховным советом СССР, состоявшим из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Верхняя палата, Совет Союза, по законопроекту избирался гражданами СССР по избирательным округам, по одному депутату от 300 тысяч жителей (ст. 34). Депутаты Совета Национальностей[5] избирались на основе прямых выборов при тайном голосовании[6].

В Конституции СССР 1936 г. впервые в советском конституционном законодательстве получила некоторое отражение идея разделения властей, несмотря на то, что марксистское государствоведение в то время отрицало эту идею, считая ее присущей буржуазной демократии. Российские ученые утверждают, что в этом нормативно-правовом акте сталинское руководство отошло от соединения законодательной и исполнительной властей. Государственный строй приблизился к системе парламентского типа, хотя правительство не довело эту идею до конца[7]. Но в процессе подготовки законопроекта высказывались возражения против элементов системы разделения властей. Так, нарком юстиции Н.В. Крыленко предлагал последовательно провести в Основном законе традиционную марксистскую идею соединения властей, подчеркнуть полновластие Советов.

В 1937 г. на основе Конституции СССР была принята Конституция РСФСР, провозгласившая высшим представительным органом РСФСР Верховный Совет РСФСР. Система органов государственной власти, закреплённая советским законодательством 1930-х гг. сохранилась с некоторыми изменениями до принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.

Общая характеристика Федерального Собрания. Федеральное Собрание закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве законодательного (представительного) органа государственной власти. Как представительный орган оно представляет интересы многонационального российского народа. К функциям Федерального Собрания как законодательного органа относится принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом и состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума. В настоящее время в мировой практике прослеживается тенденция стремления к двухпалатной структуре парламента (бикамерализм). В федеративных государствах парламенты почти всегда состоят из двух и более палат: одна обычно представляет интересы населения страны в целом, а другая—формируется как представительство субъектов. Также разделение парламента на две палаты позволяет обеспечить рациональное разделение полномочий парламента между палатами.

Позитивной чертой двухпалатной структуры парламента является построение между палатами системы сдержек: одна палата противостоит негативному радикализму другой. Знаменитый французский юрист Л.Дюги отмечал, что «Лучший способ, найденный до сих пор, чтобы избежать, по мере возможности, парламентской тирании, состоит в создании двух собраний, совместная работа которых необходима для вотирования законов и бюджета и которые, таким образом, ограничивают друг друга»[8]. А.А. Мишин и В.А. Власихин приводят по этому поводу точку зрения американского конституционалиста Дж. Брайса, котлорый писал, что назначение сената состояло в том, чтобы «сдерживать горячность и неосмотрительность народных представителей в нижней палате и этим способом предохранять правительство от влияния народных представителей в нижней палате и этим способом предохранять правительство от влияния народных страстей и возможных перемен общественного мнения»[9].

Итак, двухпалатная структура Федерального Собрания имеет следующие цели:

1. она отражает федеративное устройство России: Совет Федерации представляет интересы субъектов, Государственная Дума интересы населения страны в целом;

2. она позволяет разделить полномочия парламента между его палатами. Например, Государственная Дума назначает Председателя Счётной палаты и шесть её аудиторов, Совет Федерации—заместителя Председателя Счётной палаты и остальных шесть аудиторов;

3. она позволяет одной палате парламента сдерживать другую от принятия недостаточно продуманных и подготовленных решений, препятствует радикализму.

В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Конституцией входят 450 депутатов: 250 избираются по пропорциональной избирательной системе по партийным спискам, 250—по мажоритарной системе относительного большинства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: