Психодиагностика как область психологической науки

Психодиагностика – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Хотя понятие «психодиагностика» появилось впервые лишь после публикации Германа Роршаха в 1921 г., эта специальная дисциплина стала выделяться в самостоятельную отрасль науки уже в начале XX в. Практическое использование психодиагностических методов насчитывает почти восемьдесят лет. Широкая популярность тестов связана с тем, что практические психологи увидели инструмент, позволяющий проникнуть в особенности психики человека, измерить уровень его способностей и предсказать поведение.

Проблемы психодиагностики входят в число важнейших проблем применения психологических знаний в различных областях человеческой практики с целью всестороннего развития личности. Психодиагностика занимает промежуточное положение среди других психологических дисциплин. Она представляет собой как бы связующее звено между общей и прикладной психологией, а по отношению к психодиагностическим методам выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практического применения.

Психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выявления наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков.

Термин “ диагностика ” активно используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной

практики. Он образован от греческих корней: “диа” и “гнозис” и буквально

истолковывается как “ различительное познание ”. В настоящее время, под термином “диагностика” подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы, путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. О психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об объектах диагностического познания – о наделенных психикой конкретных людях.

Существует 2 основных типа психологического диагноза:

1) диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо психологического признака;

2) диагноз, позволяющий находить место испытуемого на оси "континуума" по выраженности тех или иных качеств.

Объектом психодиагностики является человек.

Предметом психодиагностики являются психические явления (психические процессы, состояния, свойства, потребностно-мотивационная сфера личности, знания, умения, навыки и т.д.)

Предмет диагностирования - психическое – обнаруживается в самых различных формах. Однако диагностически релевантными они становятся лишь будучи включены в следующую систему отношений:

интраиндивидуальные связи (диагностические данные должны отражать

взаимосвязь психических свойств личности);

интериндивидуальные вариации свойств (диагностические данные должны

служить основой для установления различий между данным индивидом и

другими личностями);

отношения “объект – субъект” (диагностические данные о личности имеют

ценность лишь в том случае, если они несут информацию об отношении человека

к требованиям окружающей среды, а также способах выполнения индивидом

общественных требований).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: