Существуют разные точки зрения на проблему памяти как психической функции.
Если рассмотреть крайние позиции различных точек зрения, то получается следующая картина:
· одна из позиций вообще отрицает роль памяти как отдельной психической функции;
· другая позиция приписывает памяти ведущую роль в организации всех других психических процессов.
Пиаже считал, что наличие следов в нашем прошлом влияет на то, что мы делаем сейчас.
Другая крайняя позиция - Сеченов, который говорил, что память является краеугольным камнем психического развития.
Память - совокупность процессов, связанных с организацией и хранением прошлого опыта, делающим возможным его повторное использование.
Можно сказать, что любая система обладает памятью, если она содержит информацию о сигнале, после того, как сигнал перестал действовать.
Психологическая структура процесса памяти должна включать в свой состав некие звенья, с помощью которых осуществляется:
· восприятие;
· фиксация стимульной ситуации;
|
|
· хранение, забывание информации;
· извлечение прошлого опыта, которое может происходить в виде воспроизведения или узнавания.
Если обобщить разные схемы памяти то БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА ПАМЯТИ ВЫГЛЯДИТ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
· стимул - сенсорный отпечаток (иконическая память, эхоическая память) механизм стирания информации – угасание (1 сек.).
д ля перевода в следующий уровень необходим процесс внимания.
· кратковременная память (первичная память) 7+- 2 объекта, следы уходят в результате механизма замещения (от 20-30 сек. до нескольких минут).
механизм перевода в долговременную память - это повторение.
· долговременная память (вторичная), забывание за счет работы механизма интерференции, следы сохраняются неопределенно долго.
Существуют разные классификации форм памяти.
Одна из наиболее распространенных - деление памяти по модальностям. В свою очередь внутри модальностей могут быть выделены разные подвиды памяти, делящиеся по типу запечатлеваемой информации (например: зрительная память делится на образную, топографическую.)
Памяти разных модальностей в свою очередь делятся на образную и абстрактную.
По временным характеристикам память может делится на непосредственную и отсроченную.
Долговременная память делится на семантическую (знания, навыки, умения, понятия, слова) и эпизодическую (долговременное сохранение событий нашей личной жизни).
Другие авторы выделяют декларативную и процедурную память, где первая - это текущая память, а вторая - память знаний.
По характеру мнестической деятельности, память делится на произвольную и непроизвольную.
|
|
Произвольная память связана с процессом организации следов, чтобы лучше их запомнить. Например, если мы возьмем ряд цифр, чтобы их запомнить, нужно применить какой-то организующий признак.
Нарушения памяти носят название АМНЕЗИИ и по типу расстройств выделяют разные виды амнезии:
Амнезии – полное отсутствие памяти.
Гипомнезии - ослабление памяти. Могут возникать при разных заболеваниях мозга, при атеросклерозе, при задержки психического развития.
Гипермнезии - усиление памяти. Могут возникать как при заболеваниях и травмах, так и быть врожденными.
Парамнезии - обманы памяти. Могут возникать по типу уже виденного (де жавю), смешение следов (катамнации), когда некоторые следы из одного события перемещаются в другие.
По динамике протекания амнезии делятся на ретроградную и атероградную амнезии.
Атероградная - забывания тех событий, которые происходят после заболевания, ретроградная - до заболевания.
По нейропсихологическому синдрому нарушения памяти делят на модально-неспецифические, модально-специфические и нарушения памяти как мнестической деятельности.