Инструментальные методы, расчеты и модели в финансовом менеджменте
В ходе изучения этой главы вы сможете получить представление:
• о месте инструментальных методов в арсенале финансового менеджера;
• о дисконтировании и наращении;
- о сущности понятий «денежный поток», «настоящая стоимость» и «будущая стоимость»,
- о методах оценки настоящей и будущей стоимости денег, денежного потока,
- о видах риска и методах его измерения;
Финансовый менеджмент представляет собой сплав науки и искусства, формализованного и неформального, логического и интуитивного. Итогом деятельности финансового менеджера в любом конкретном случае является принятие решения финансового характера. Подразумевается, что это решение, как правило, должно быть осознанным и не спонтанным, т. е. у менеджера должны иметься определенные аргументы, оценки, расчеты, объясняющие целесообразность принятия именно этого решения.
Основания для принятия решения могут быть различными:
- можно полагаться на интуицию,
- а можно делать расчеты некоторого уровня сложности и основываться лишь на результатах этих расчетов.
С учетом сказанного уместно акцентировать внимание трех обстоятельствах:
- интуитивное принятие решения финансового характера в принципе возможно, но подобный подход не может иметь массового и регулярно повторяющегося характера.
- не допустим и прямо противоположный вариант действий, в основе которого - абсолютная вера в непогрешимость формализованных расчетов, методов, оценок.
- каковы ни были бы информационная база и инструментарий, с помощью которых была выстроена аргументация в пользу принятого решения, ответственность за него возлагается на менеджера - если результат решения оказался неблагоприятным, нельзя винить в этом методы и расчеты. Иными словами, виновен не инструмент, а лицо, его выбравшее и им воспользовавшееся.
Изначально решения в области управления финансами принимались в основном на интуитивной основе. Одной из характерных черт классической теории финансов (XVIII-XIX вв.) как раз и была ее описательность - каких-либо формализованных методов и счетных алгоритмов ее создателями не предлагалось.
По мере усложнения бизнес-отношений подобный подход становится неприемлемым, т.к.:
- в прикладной аналитике разрабатываются количественные методы обработки данных,
- финансовая математика начинает все более активно вторгаться в различные сферы бизнеса,
- компьютеризация позволяет обрабатывать большие базы данных
Все это способствует внедрению в финансовую науку и практику принципиально нового инструментария.
Приемы и методы, находящиеся в арсенале финансового менеджера, с определенной долей условности можно разделить на три большие группы (Ковалев):
1) общеэкономические;
2) инструментальные (количественные) методы принятия управленческих решений
3) специальные методы.
Приведем общую их характеристику.
Общеэкономические методы. К этой группе относятся:
- кредитование и займы
- система кассовых и расчетных операций,
- система страхования,
- система финансовых санкций,
- залоговые операции,
- трансфертные операции,
- система амортизационных отчислений,
- система налогообложения и др.
Общая логика подобных методов, их основные параметры, возможность или обязательность исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления экономикой, а вариабельность в их применении довольно ограниченна.
Перечисленные методы не являются специфически ориентированными на финансового менеджера, однако он должен иметь представление о них.
Инструментальные (количественные) методы. В эту группу входят методы:
- прогнозирования,
- факторный анализ,
- методы финансовой математики,
- моделирование и др.
Эти методы используются прежде всего в финансовом и налоговом планировании при обосновании решений в отношении проектов инвестирования и финансирования. Число инструментальных методов огромно.
Специальные методы. По степени централизованной регулируемости и обязательности применения эти методы занимают промежуточное положение между первыми двумя группами. В эту группу входят:
- дивидендная политика,
- финансовая аренда (лизинг),
- факторинговые операции,
- франчайзинг,
- фьючерсы и т. п.
Важной составной частью механизма управления финансовой деятельностью предприятия являются системы и методы ее анализа (см. рис).