Интерпретация данных

Регрессионный анализ

Корреляционный анализ – измеряет тесноту связи между переменными, т.е. их тенденцию изменяться совместно. Коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент корреляции Спирмана.

Представление данных. Формы:

1.группировка данных в таблицы. Требования к составлению таблиц: наименование, номер, указатель за единицу измерения, объем выборочной совокупности.2.гистограммы3.диаграммы4.графики

После обработки данных, результаты социологического исследования представляют собой числовые величины, на основе которых в процессе интерпретации составляются выводы.

Процедура интерпретации:

-проверка гипотез на основе полученных данных. Характер проверки гипотез в прикладной социологии предопределен видом исследования.

В разведывательном исследовании гипотеза проверяется путем соотнесения предполагаемого утверждения с выявленной в результате исследования числовой величиной.

В описательном исследовании один из наиболее распространенных способов интерпретации данных – сравнение рядов распределения по относительно однородным группам, выделенным в обследованной совокупности. Интерпретация социологических данных в описательном исследовании, в ходе которой проверяется гипотеза, допускает формулировку положений о состоянии и характере изменения изучаемого явления, но не доказывает причину этого изменения. Задачи на поиск таких причин решаются лишь в аналитическом исследовании.

Логика доказательства гипотез в аналитическом исследовании основана на поиске связи между характеристиками объекта, их взаимовлияния, тенденций и причин изменения. Это предполагает, кроме сравнения числовых рядов распределения, поиск факторного признака, т.е. признака, влияющего на состояние и характер изменения изучаемого объекта.

Всесторонняя интерпретация результатов социологического исследования открывает возможность для их широкого применения на практике. В процессе обобщения и сопоставления эмпирических данных у исследователя постепенно формируется представление о конкретных путях и средствах решения возникших проблем. Детальное обоснование этих путей и средств – главная задача, которая решается при формулировке выводов исследования и разработке в соответствии с ними практических рекомендаций. Научный отчет – основной итоговый документ, в котором представлены методология, методика, анализ результатов проведенного исследования, выводы и рекомендации по внедрению полученной социальной информации в практическую деятельность.

Лекция 4. Социальная общность и её виды.

Основные критерии типологии социальных общностей

Социальная общность является ядром предметного поля социологии, её можно определить как «социальный ген». Понятие «социальный ген» характеризует материальный носитель наследственности (генетическую информацию). Социальный ген можно определить как своеобразие единой социальной наследственности. Он необходим для воспроизводства общества как социального организма. Но в отличии от биологических процессов он не передается таким же путем как человеческий, т.к. он несет в себе социальную информацию, а в наследственном аппарате человека нет механизма передачи и усвоения социальных взаимодействий. Этот механизм возникает только в процессе социализации – социального наследования.

Социальное наследование – это особая форма передачи накопленной информации, знаний, норм, правил путём их закрепления в культуре. Понятие культуры употребляется в смысле совокупности всех выработанных людьми на протяжении многих поколений способов действия. Каждое следующее поколение получает и осваивает данную социальную информацию и основным субъектом является социальная общность.

В Западной социологии проблемой социальных общностей занимаются в период становления социологии. По этой проблеме существует большое количество мнений.

Тённис («Общность и общество») рассматривает 2 типа отношений – общинные и общественные – и противопоставляет их друг другу. Он выделял следующие различия м/д общностью и обществом:

Общность общество
1. характеризует крестьянскую, дерев. Общину. характеризует индустриально-городской социальный организм.
2. разделение труда предполаг.ограниченную специализацию(обязанности родственников в хозяйстве). профессионализация социальных ролей, отмежевание их от семейных ролей.
3. социальный контроль – это обычаи, неписаные законом. 3. социальный контроль – соц-ное право.
4. основные институты – это семья, община, соседство. 4. институты – корпоративные объединения людей (партии, правительство, бизнес).
5. культура базируется на религиозных ценностях. 5. культура базируется на светских ценностях.
6. мотивация жизни в соответствии с общинным принципом (взаимопоним., коллективный труд) 6. личные интересы (материальные ценности – «за все нужно платить»).

Таким образом, для общины характерна естественная, инстинктивная воля, а для общества характерна более рациональная (рассудочная) воля. По представлению Тённиса, социальный процесс изменения – это переход от общности к обществу с соответствующими изменениями (см. таблицу). Идеи Тённиса были восприняты Вебером в его теории «социального действия». Категорию социальной общности Вебер использовал для объяснения определенных типов поведения (прежде всего, переход к целерациональному типу поведения). Развитие общества, по Веберу – это движение от общественности от малой разумности к целерациональности.

В Западной социологии существует множество определений социальных общностей. Их анализ позволяет сделать вывод, что понятие социальная общность включает в себя 3 характерные черты:

1) территория;

2) социальное взаимодействие;

3) наличие прочных связей м/д индивидами.

Смелзер подчеркивает, что понятие «социальной общности» применимо и к живому миру, но у людей она гораздо сложнее и проявляется это, прежде всего, в разделении труда, коммуникации, сотрудничестве, конфликтах, отношениях господства и подчинения. Для социальных общностей характерно чувство принадлежности к определенной группе (психологические характеристики), а также некий общий статус.

Ядов рассматривает социальную общность как ключевую категорию предмета социологии, при этом он приходит к выводу, что в общественной организации именно ч/з взаимодействие многообразных социальных общностей продуцируется социальное. В ходе взаимодействия социальные общности реализуют свои интересы как в настоящем, так и в будущем. В соответствии с этим Ядов рассматривает социальные общности очень широко, как любые известные устойчивые формы самоорганизации социального субъекта.

Большинство определений социальной общности содержат в себе такие черты как совокупность людей и признаки, которые их определяют.

Ядов уточняет, что вместо понятия совокупность необходимо употреблять «взаимосвязь индивидов», т.к. понятие совокупность – это понятие механическое, а должно быть введено понятие органическое.

Социальная общность – это взаимосвязь индивидов, являющихся самостоятельным субъектом социального действия и характеризуется относительным единством сходства их целей, задач и интересов на основе общих условий бытия и деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: