Лекция 18. Транспортирующие машины
Транспортирующие машины (конвейеры) предназначаются для перемещения грузов. В зависимости от характера груза грузовой поток может быть осуществлен или в виде сплошной струи сыпучих или кусковых материалов, а также в виде отдельных порций сыпучих или кусковых материалов и отдельных штучных грузов.
Все устройства непрерывного транспорта можно подразделить на две группы: транспортирующие машины с тяговым органом (лента, цепь, канат), в которых груз перемещается вместе с тяговым органом, и транспортирующие машины без тягового органа.
Группа транспортирующих машин с тяговым органом включает в себя ленточные и цепные конвейеры различного вида и назначения.
Ленточные конвейеры. Ленточные конвейеры (рис.7.11) имеют тяговый орган 2, выполненный в виде бесконечной ленты, являющийся несущим элементом конвейера, приводную станцию, приводящую в движение приводной барабан 1, натяжную станцию с натяжным хвостовым барабаном 6, и натяжным устройством 7, поддерживающих роликов на рабочей ветви ленты 4 и на холостой ветви ленты 8 (в ряде случаев вместо поддерживающих роликов используется сплошной деревянный или металлический настил), загрузочное устройство 5 и разгрузочное устройство 3, отклоняющий барабан I 10, и устройство для очистки ленты 11. Все элементы конвейера смонтированы на металлической раме 9. Ленточные конвейеры являются наиболее распространенными транспортирующими машинами, применяемыми в самых различных областях народного хозяйства для перемещения разнообразных штучных и насыпных грузов*.
|
|
Широкое применение ленточные конвейеры получили для межоперационного транспортирования грузов в поточном производстве, для транспортирования в литейных цехах (подачи земли), в шахтном хозяйстве, для подачи топлива и зерна на элеваторах и т. п. Схемы этих конвейеров весьма разнообразны и определяются назначением конвейера в данном технологическом процессе.
Барабаны. В ленточных конвейерах различают приводные, концевые, натяжные и отклоняющие барабаны (рис.7.12), служащие для изменения направления движения ленты. Чем больше диаметр барабана, тем меньше напряжение изгиба ленты и тем больше срок ее службы. При эксплуатации лент установлено, что обычно приходится сменять текстильную ленту из-за ее расслаивания, которое происходит от многократных изгибов ленты на барабанах. Максимальное натяжение лента имеет на приводном барабане, диаметр которого для уменьшения напряжений изгиба принимают наибольшим.
Чтобы конвейерная лента не сбегала с барабанов в сторону, приводные и натяжные барабаны выполняют бочкообразными. Неприводные и отклоняющие барабаны изготовляют цилиндрическими.
|
|
Поддерживающие ролики. Чтобы лента под влиянием собственного веса и веса груза не провисала, между барабанами устанавливают поддерживающие ролики (рис.7.13). Диаметр ролика выбирают в зависимости от ширины ленты, ее скорости движения, вида груза и, особенно, в зависимости от размеров кусков.
Приводы к конвейерам Назначение привода (рис.7.14) - приведение в движение тягового органа конвейера и груза. Привод состоит из двигателя 1, редуктора с цилиндрической или червячной передачей 3, барабана 5, а также муфт 2 и 4, соединяющих двигатель с редуктором и редуктор с валом барабана. В зависимости от требований технологического процесса привод конвейера может обеспечить движение ленты с неизменной или переменной скоростью, изменяющейся ступенчато или плавно.
Натяжные устройства. Натяжные устройства подразделяются на устройства, поддерживающие постоянную силу натяжения ленты, и устройства, регулирующие натяжение ленты в зависимости от требуемой величины крутящего момента на приводном барабане.
К устройствам первой группы, поддерживающим постоянное натяжение, относятся механические натяжные устройства, в которых натяжение ленты создается при помощи винтовых или реечных механизмов, и грузовые устройства, действующие от свободно висящего груза. Натяжную станцию располагают там, где лента имеет минимальное натяжение (при этом и усилие натяжения также является минимальным), либо там, где удобнее обслуживать натяжную станцию.
Недостатком винтовых натяжных станций является необходимое наблюдение за состоянием тягового элемента и его подтягивании по мере вытяжки. Преимуществом винтового натяжения являются его малые габариты.
Загрузка конвейеров. Конвейер можно загрузить в любой точке его длины. Однако обычно загрузку конвейеров производят около хвостового барабана. Погрузку на полотно штучных грузов производят или с лотка, по которому скатываются эти грузы, или вручную. Загрузку конвейера сыпучими грузами производят обычно при помощи загрузочного лотка.
Разгрузка конвейеров. Наиболее простым и удобным способом разгрузки конвейеров, не требующих специальных устройств, является сброс материала с приводного барабана.
Цепные конвейеры. В цепных конвейерах тяговым органом являются цепи различного типа: пластинчатые, сварные. Наиболее распространенными являются пластинчатые втулочно-роликовые цепи. Цепные конвейеры можно применять при высоких температурах, а также для работы с весьма грубыми и крупнокусковыми материалами, когда применение ленточных конвейеров становится нецелесообразным. Цепь дает возможность удобного и надежного крепления грузонесущих и ходовых элементов конвейера, обеспечивает надежную передачу тягового усилия зацеплением цепи звездочкой и имеет малую вытяжку под нагрузкой.
|
Для перемещения груза конвейеры снабжаются пластинами, образующими полотно конвейера, или ковшами, люльками, специальными подхватами, тележками и т. п. шарнирно подвешиваются к двум тяговым цепям. Центр тяжести ковша располагается всегда ниже оси подвеса, чем обеспечивается устойчивое положение ковша при его движении и автоматическое возвращение в исходное положение после опрокидывания при разгрузке.
|
|
Подвесные конвейеры. Простые и надежные в работе подвесные грузонесущие конвейеры (рис.7.15) широко применяются на предприятиях легкой индустрии. С помощью одного конвейера или системы конвейеров полностью реализуются задачи внутрицехового и межцехового транспорта.
Преимуществами подвесных грузонесущих конвейеров являются:
возможность сравнительно несложного изменения трассы транспортировки при перестановке оборудования; располагаясь над оборудованием или в проходах, трасса конвейера практически не занимает производственных площадей; возможность создания подвижного склада полуфабрикатов на подвесках и резерва пустых подвесок для сокращения времени их подхода к рабочим местам;
возможность реализации механической и автоматической загрузки-разгрузки с адресованием грузов.
К недостаткам подвесных грузонесущих конвейеров относят:
металлоемкость ходовых путей, поворотных рам, креплений и подвижной системы с подвесками;
некоторую загроможденность объема производственного помещения; требование повышенного внимания к персоналу при прохождении трассы вблизи рабочих мест и в проходах;
опасность применения напольного транспорта в зонах пересечения трассы конвейера.
Конструктивные особенности. В подвесных грузонесущих конвейерах грузы перемещаются по подвесному ходовому пути 4 на подвесках 2, опирающихся на каретки с катками 3, соединенных в замкнутый контур тяговым элементом 1.
Строение ходового пути зависит от грузоподъемности подвесок, типа кареток и тягового элемента. Ходовой путь может быть одно-, двух- и четырехэлементным. Элементы пути и секции соединяются между собой и подвешиваются к перекрытиям и колоннам при помощи скоб, хомутов и накладок. Нижний уровень ходового пути не менее 1,8 - 2 м от пола. Прямолинейные секции пути
|
|
Все тяговые элементы, исключая цепи с катками, внедренными в конструкцию, перемещаются по ходовому пути, опираясь на каретки, равномерно рассредоточенные по длине конвейера. Конструкция каретки и ее размеры зависят от строения ходового пути, грузоподъемности подвески и типа тягового элемента. Типовая каретка подвесных грузонесущих конвейеров с разборной цепью и ходовым путем из двутавра показана на рис.