Личностная богословская терминология явилась следствием исследования и решенияпроблемы человеческой личности в свете творения его по образу и подобию Бога Живого и Личного

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ НБ как богословия

В 20 в. такие ведущие православные исследователи, как Владимир Николаевич Лосский, протопресвитер Иоанн Мейендорф, протоиерей Георгий Флоровский, архимандрит Софроний Сахаров, митрополит Сурожский Антоний, Христос Янарес, митрополит Ферганский Иоанн Зизиулос и ряд других, обратили пристальное внимание на особое значение для всего православного богословия того понятия о лице или личности (prÒswpon), которое предполагается учением о Пресвятой Троице, сформулированным в эпоху тринитарных споров IV века тремя Великими Каппадокийцами: святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским. В их трудах воспроизводился тезис православного богословия о несводимости Бога к Его собственной природе. В соответствии с учением святителя Григория Бог превосходит Свою собственную природу, что отражено в учении о различии неразделимых равнобожественных сущности и энергии. И именно в этом самопревосхождении указанными православными богословами 20 в. усматривается своего рода Божественный персонализм. Однако, некоторые консервативно настроенные православные богословы, в частности архиепископ Василий Кривошеин и о. Иоанн Романидис воспротивились такой интерпретации как небесспорной. Они настаивали, что Бог превосходит не только сущность, но и личность. Впрочем, эти возражения надо рассматривать в контексте собственно понятия «личность» и в связи его с понятием «образ Божий». Анализу трудов вышеуказанных авторов посвящена монография С. А. Чурсанова «Лицом к лицу: понятие личности в православном богословии XX века.», защитившего перед этим дисс. на звание канд. богословия с этим же названием и на звание канд. философских наук - дисс. «Православный персонализм XX века как методологическая основа богословия и гуманитарных исследований в философии культуры». Личностная богословская терминология и богословская личностная антропологическая модель им предлагаемые создают онтологический фундамент, опираясь на который мы обретаем возможность переосмыслить ценностные установки человека.

Личностная богословская терминология позволяет нам перекинуть мост от бытия Лиц к бытию человеческой личности.

Она станет предметом нашего внимания чуть позже. Возвращаясь же к теме предмета НБ в свете приведенных высказываний логично было бы заключить в область его предмета (кроме этического содержания - того, чем оно занимается как этика) и такие важные темы как догматические и онтологические, антропологические основания нравственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: