Перевозка пассажиров морским судном

Морские агенты и их классификация

Деятельность агентов (представителей) имеет особое значение и получает значительный импульс к развитию в условиях рыночной экономики, основы которой закладываются в современной Украине. Различные формы посредничества распространены в торговле, страховании и в других сферах предпринимательской деятельности, в том числе на морском транспорте.

С целью обслуживания судов портах, судовладелец заключает с морским агентом агентское соглашение, в соответствии с которым агент выступает в роли представителя, посредника и помощника судовладельца в любом порту, в который заходит его судно.

Судовой агент – любое лицо (физическое или юридическое (СПД)), которое от имени и за счет собственника, оператора судна, собственника или получателя груза принимает участие в оказании услуг в области морских перевозок.

Общественные отношения по поводу морского агентирования регулируются ст.ст.116-119 Кодекса торгового мореплавания Украины (КТМ).
Отношения между сторонами в договоре морского агентирования регулируются положениями этих договоров, а также нормативно-правовыми актами, издающимися государством, например, ч.2 ст.116 КТМ предусматривает, что плата за услуги морского агента устанавливается Министерством транспорта Украины по согласованию с Министерством экономики Украины. Плата за услуги морского агента регулируется приказом "Об утверждении сборов и платы за услуги, которые предоставляются судам в морских торговых портах Украины", изданным Министерством транспорта Украины и согласованным с Министерством экономики Украины, от 27.06.96
№ 214, зарегистрированным Министерством юстиции Украины 24.07.96 за
№ 374/1399. В настоящее время этот приказ действует в редакции от 15.12.00.
Ч. 4 ст. 116 КТМ предусматривает, что деятельность по агентированию морского флота подлежит лицензированию, однако в соответствии с Законом Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" от 01.06.00 такая деятельность не относится к лицензируемым видам деятельности, следовательно, получение лицензии морским агентом в настоящее время не требуется.

Агентские отношения характеризуются участием в них трех сторон – принципала (судовладельца), агента и третьего лица. Принципалом является основное по отношению к агенту юридическое лицо. Что касается третьих лиц, то их список обширен и разнообразен. Третьи лица, с которыми морской агент вступает в фактическое взаимодействие, могут быть подразделены на официальные власти, к которым относятся таможенные, пограничные, санитарные, карантинные, полицейские власти, администрации портов, органы судебной власти, органы местного самоуправления и местные органы государственной исполнительной власти, нотариусы, консульства, и лица, с которыми судовладелец вступает в договорные правоотношения, в частности, лица, участвующие в договоре перевозки (отправители, получатели и пассажиры), обслуживающие груз (экспедиторы, стивидоры, тальманы), обслуживающие судно (лоцманы, владельцы буксиров, члены экипажа). Также существует группа так называемых прочих третьих лиц: сюрвейеров (адвокатов, представителей классификационных обществ и др.).

Принимая во внимание разнообразие полномочий, форм собственности и других признаков, связанных с деятельностью и назначением морских агентов, их можно квалифицировать: по виду деятельности, объему полномочий, виду судоходства, порядку назначения, форме собственности и участия в капитале.

По виду деятельности: портовые агенты, агенты-посредники, грузовые агенты, страховые агенты. В большинстве случаев они занимаются смешанной деятельностью, однако имеются агентские фирмы, специализирующиеся на одном виде деятельности.

По объему полномочий:

Универсальные – имеют неограниченные полномочия от принципала заключать контракты и совершать любые коммерческие сделки;

Генеральные – агенты, уполномоченные судовладельцем решать все вопросы, связанные с обслуживанием судов. Координируют деятельность агентов в других портах страны;

Специальные – выполняют только какую-либо одну функцию (фрахтовые брокеры, брокеры-аквизиторы, тур-операторы и трэвэл-агенты, бункерные брокеры, агенты-экспедиторы, агенты за контролем за парком контейнеров).

По виду судоходства: агенты трамповых, линейных и пассажирских судов. Хотя фирмы, специализирующиеся только на обслуживании пассажирских перевозок – явление относительно редкое.

По порядку назначения:

- агенты, назначенные судовладельцем. От имени и по поручению судовладельца выполняют определенные действия в отношении судна, контролируют выполнение обязательств отправителей и получателей грузов в отношении судна и груза в соответствии с условиями договора перевозки;

- агенты, назначенные фрахтователем. По условиям чартера назначаются отправителями или получателями груза, но действуют от имени и по поручению перевозчика. Как агенты судна они обязаны защищать интересы судовладельца, который платит им вознаграждение за предоставленные услуги.

При выполнении договора морского агентирования морской агент, действует от имени судовладельца. Морскому агенту могут быть переданы только те полномочия, которыми обладает судовладелец. И если агент заключает сделку, выходящую за рамки предоставленных ему полномочий, то непосредственно агент, а не судовладелец, несет все обязательства перед третьим лицом, с которым он заключил сделку, включая оплату расходов, то есть сам становится стороной в договоре.

Если агент действует от имени принципала в рамках полномочий предоставленных ему принципалом, то он не несет ответственности перед третьими лицами и принципалом, поскольку он является связывающим звеном между судовладельцем и третьими лицами.

Исходя из содержания ст.ст. 117, 118 КТМ можно сделать вывод о том, что договор морского агентирования по своей правовой природе является договором поручения, поскольку контрагентом морского агента является доверитель, таким образом, правовой статус морского агента напоминает правовой статус поверенного. Обязанности морского агента, предусмотренные ст. 117 КТМ, аналогичны обязанностям поверенного. Морской агент обязан осуществлять добросовестно свою деятельность в соответствии с интересами судовладельца или иного доверителя и обычной практикой морского агентирования; действовать в пределах своих полномочий; не передавать осуществление своих полномочий другому лицу, если он не уполномочен на это доверителем.

В морском праве огромное значение имеют обычаи в качестве источника права. Деятельность морского агента весьма квалифицированная и разносторонняя, имеет богатую историю. Выработалось множество обычаев морского агентирования. Морским агентам, как и их партнерам и контрагентам, эти обычаи хорошо известны, поэтому на практике часто лица, контактирующие с морским агентом, не вдаются в подробности полномочий морского агента. Этим фактором обусловлена норма, закрепленная ч. 2 ст. 118 КТМ, в соответствии с которой в случае ограничения доверителем обычных полномочий морского агента любая сделка, заключенная им с третьим лицом, действовавшим добросовестно, является действительной и обязательной для доверителя, если только третьему лицу не было известно о таком ограничении. Правило поведения, закрепленное в этой норме, вполне возможно распространить на отношения представительства, если представителем является лицо, действующее без доверенности.

  1. Договор морского агентирования

По договору морского агентирования обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории.

Сторонами договора морского агентирования являются судовладелец и морской агент.

Применительно к порядку заключения договора морского агентирования КТМ не содержит каких-либо специальных правил. Также не содержится определенных специальных правил относительно договора морского агентирования. Поэтому следует руководствоваться общими правилами о форме сделки с участием ю.л. следовательно договор следует заключать в простой письменной форме ст.208 ГК. Кроме того в практике широко используются стандартные формы агентских договоров, которые разрабатываются и рекомендуются к применению ведущими неправительственными международными организациями (БИМКО).

Договор морского агентирования принято называть агентским соглашением, главной целью которого является обеспечение морской деятельностью судовладельца, который через агента вступает в деловые отношения с различными третьими лицами в сферах коммерческой деятельности. По нормам Гражданского кодекса договор морского агентирования не выделяется в отдельный вид обязательств. Однако характера отношений, которые складываются между агентом и судовладельцем при исполнении такого договора, позволяет его квалифицировать как договор поручения.

При исполнении договора морского агентирования морской агент вправе заключать с другими лицами договоры морского субагентирования, оставаясь при этом ответственным за действия морского субагента перед судовладельцем. При этом морской субагент не вправе заключать с третьими лицами сделки непосредственно от имени судовладельца.

Договор морского агентирования может быть заключен на определенный срок и без указания срока. Если договор морского агентирования заключен на определенный срок, то он прекращается по истечении этого срока, если в договоре не предусмотрено иное. Если же договором срок не предусмотрен, то каждая из сторон имеет право расторгнуть договор при наличии серьезных причин, представляющих собой невыполнение договора другой стороной, при условии извещения другой стороны о расторжении договора не позднее чем через 3 месяца с момента, когда инициатору расторжения договора стало известно о таких причинах.

Если договор заключен на неопределенный срок, то каждая из сторон вправе расторгнуть договор при наличии серьезных причин, подтверждающих его невыполнение, известив другую сторону об этом не позднее, чем за три месяца со времени, когда ей стало известно о таких причинах (СТ.119 КТМ)

  1. Договор морской перевозки пассажира
  2. Договор морского круиза

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: