Жизненный цикл инновационных фирм

Тема 19 Инновационная активность организаций

ЛЕКЦИЯ 19

Рассмотрим самую инновационную часть среды – жизненный цикл венчурной малой инновационной фирмы и жизненный цикл инновационной компании на примере такой инновационной корпорации как 3М.

Компания ЗМ – динамично развивающаяся многопрофильная международная корпорация с вековой историей и многолетними традициями. Компания производит тысячи уникальных продуктов и занимает лидирующие позиции во многих сферах производства: от материалов для здравоохранения до товаров для дома и офиса.

Ежегодно компания инвестирует в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы около 1,4 млрд долларов, а специалисты изобретают более 500 наименований новых видов продукции - эффективных и экономически выгодных решений для своих клиентов. Всего компания 3М производит более 50 тысяч наименований товаров, которые продаются почти в 200 странах мира. На предприятиях компании работает свыше 75 тысяч человек, среди которых более 7 тысяч исследователей.

Сегодня основные усилия компании сконцентрированы на следующих сферах бизнеса:

• системы визуальной коммуникации;

• товары для дома и офиса;

• телекоммуникационные системы и электротехнические изделия;

• материалы для здравоохранения;

• материалы для промышленности и транспорта;

• материалы и средства для обеспечения безопасности.

Традиционный жизненный цикл малой инновационной компании, основанной на технологии хайтек-продукта, выглядит следующим образом (рис.17).

1. Стадия зарождения инновационной идеи и инновационного проекта. Ученому или изобретателю приходит в голову гениальная идея новой технологии или продукта. Первоначально разработка ведется за счет личных сбережений. Организационное оформление проекта практически отсутствует, и вероятность краха очень велика – более 90%.

       
   
Жизненный цикл малой инновационной фирмы
 
 


Рисунок 17 – Жизненный цикл инновационной фирмы

2. Стадия организационного оформления инновационного проекта. Следующая стадия жизненного цикла малой инновационной фирмы – собственно ее рождение как компании: организационное оформление инновационного проекта, требующее затрат на персонал, проведение НИР и ОКР, выпуск опытного образца, начальное тестирование рынка. На этой стадии денег, как правило, не хватает, и самой острой проблемой становится поиск новых инвестиций. Этот период венчурные бизнесмены называют еще «долиной смерти», так как по статистике из формирующихся компаний 70-80% обречены на гибель.

По этой причине венчурные фонды к зарождающимся компаниям испытывают довольно вялый интерес. Здесь необходимо сочетание: нужны люди, обладающие одновременно и капиталом, и некоторыми специальными знаниями, позволяющими снять большой слой неопределенности, т.е. имеющие отношение к данным инновациям. Поэтому наиболее вероятными инвесторами становятся «бизнес-ангелы», состоятельные индивидуумы, поверившие в проект и вкладывающие в него собственные деньги (довольно часто в прошлом ни сами были создателями малых венчурных фирм, добившихся успеха). В западной прессе «бизнес-ангелов» иногда называют «спасителями» научно-технического прогресса. В этом определении помимо иронии присутствует и толика вполне уважительного отношения, ведь они рискуют на самой ответственной стадии, когда больше никто рисковать не хочет.

3. Стадия раннего роста. Наступает в случае, если испытания прототипов и тестирование пробной партии продукции рынком прошли достаточно успешно. Малая фирма сколько-нибудь значительной прибыли еще не получает, но ее экономическое будущее вызывает уже меньше сомнений. Это время венчурных фондов, именно на этой стадии они вкладывают в мировой инновационный бизнес наибольшие средства. После этого этапа из каждых десяти венчурных компаний две становятся «звездами», обеспечивая рентабельность выше запланированной, две прогорают, а еще шесть превращаются в середнячков, не принося ни убытков, ни существенной прибыли.

4. Стадия расширения, или устойчивого роста. На этой стадии малая венчурная фирма уже в состоянии не искать инвесторов, а выбирать их – ее хотят купить корпорации, ей готовы давать кредиты банки. С венчурной точки зрения этот период – подготовительный для выхода венчурных финансистов из состоявшегося нового бизнеса.

5. Стадия выхода из бизнеса. Рынок признал новый продукт, продажи продолжают устойчиво расти, и венчурный инвестор выходит из игры: либо перепродает компанию, либо, сбывает свой пакет акций через биржу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: