Подвластные

Жена

Дети (кроме замужних дочерей)

Жёны сыновей

Потомство подвластных сыновей

Рабы

Имущество, принадлежащее домовладыке

Таким образом, семья представляла собой не столько ячейку общества, в которой происходило воспитание детей и сохранение традиций, сколько структурный элемент имущественных отношений и, прежде всего, отношений собственности, складывающихся в римском обществе. Исходя из этого, древнеримскую семью можно определить как комплекс имущественных и неимущественных отношений, основанных на подчинении власти домовладыки. Это была некая "маленькая монархия", представлявшая собой замкнутое, непроницаемое для посторонних образование, в котором все члены семейства жили в юридической и личной зависимости от власти домовладыки.

Домовладыкой становился самый старший член семьи мужского пола (дед, отец, брат, сын), что было основано на религиозных верованиях римлян – считалось, что именно это лицо наиболее приближено к предкам, имеет с ними непосредственную связь, что позволяет принимать ему мудрые решения.

Римскую семью мог основать только римский гражданин, вступивший в брак и обладающий семейной правоспособностью, т.е. полностью юридически самостоятельный. Если лицо не обладало полной правоспособностью, то и создать римскую семью, став её домовладыкой, лицо не могло, поэтому такое лицо становилось подвластным. Власть домовладыки распространялась, прежде всего, на имущественную правоспособность подвластных – они не могли совершать сделки самостоятельно, за них сделки совершал домовладыка. Кроме того, власть paterfamilias распространялась и на личность подопечных, в силу чего он мог продать их, отдать в отработку долга, убить, произвольно наказать. Таким образом, римская семья – это сложный комплекс имущественных и неимущественных отношений, связанных с родством, где только домовладыка был полностью правоспособным лицом, обладая абсолютной властью над домочадцами.

От семьи следует отличать род – это совокупность семей, некогда имевших общего домовладыку. Эти лица, как правило, носили общую фамилию, имя, поскольку имели общих предков. Близость родства определялась степенями и линиями. Степень определяется числом рождений, связывающих двух лиц (отец и сын будут в первой степени родства, дед и внук – во второй и т.д.).Когда лица происходят один от другого, то говорят о прямой линии. Восходящей линия будет, если идти от рождённого к рождающему (сын-отец), нисходящая – от рождающего к рождённому (отец-сын). От родства следует отличать свойство – отношение одного супруга к когнатам другого (свёкор, сноха, зять, тёща).

В Риме выделяли два вида родства – агнатское и когнатское родство.

Агнатское родство – это родство, основанное на подчинении власти домовладыки, т.е. это родство по принципу вхождения в состав определённой семьи.

Когнатское родство – это родство, основанное на кровных отношениях, родство по крови.

Агнаты и когнаты могли относиться к разным родственным отношениям. Агнатское родство могло включать не только кровных родственников, главное – это подчинение власти домовладыки. Также как и когнатское родство отнюдь не означало нахождение в составе семьи домовладыки. К примеру, сноха (жена подчинённого сына) не являлась кровной родственницей (когнаткой) своего свёкра, но являлась его агнаткой, поскольку подчинялась его власти вместе с сыном, входила в состав его семьи. Таким же образом и дочь домовладыки, вышедшая замуж, уже не являясь его агнаткой, по-прежнему оставалась его когнаткой.

Разделение агнатов и когнатов имело огромное значение для частноправовых отношений в Риме. В древнейшее время, когда значимость патриархальной римской семьи была высока, юридический приоритет (например, при наследовании, при установлении опеки) имело агнатское родство. В частности, кровные родственники призывались к наследованию только в самую последнюю очередь. Однако, по мере разложения основ патриархальности, когда принципы традиционной семьи были подорваны, а власть домовладыки была существенно ограничена, на первый план стало выходить кровное, когнатское родство. Кроме того, агнатское и когнатское родство имело значение для приобретения самостоятельной правоспособности сыновьями, поскольку они в ряде случаев могли приобретать самостоятельное имущество (например, захваченное в военных походах) и самостоятельно совершать сделки. Римским правом была предусмотрена и процедура эмансипации (см. вопрос 3 настоящей темы), предусматривающая освобождение подвластных сыновей, а значит и прекращение агнатского родства. Такой сын становился только когнатом своего отца. По мере развития римского семейного права когнатское родство полностью вытеснило агнатское родство, и в императорский период агнатское родство считалось пережитком цивильного права, в силу чего было упразднено в процессе кодификации РЧП. Развитие институтов родства было связано с заменой общей (семейной) собственности индивидуальной (частной).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: