Древнеримский брак

Брак – это союз мужчины и женщины, определяющий имущественные и личные неимущественные отношения между ними и статус их общих детей.

Брак – это юридический факт и сделка, поскольку его основная правовая цель – порождение юридических последствий, а именно – придание законного статуса общим детям (они становились членами семьи отца), порождение имущественных и личных отношений, в частности, отношений наследственных. Римский брак, также как и римская семья, был специфическим правовым институтом, поскольку в основе его создания лежали патриархальные устои общества, а основной целью с позиций государства было воспроизведение потомства и создание основанной на подчинении римской семьи. Поэтому характеристика брака, данная Модестином, как "единение мужа и жены, объединение всего в жизни, соединение по божественному и человеческому праву", справедлива только для более позднего периода развития римского права.

Римская семья с соответствующими правовыми последствиями могла быть создана только римским гражданином, вступившим в "правильный" римский брак. Это был брак, соответствующий всем требованиям закона. Однако, если лица по закону не могли заключать римский брак, они могли жить в конкубинате – это дозволенный законом союз мужчины и женщины, брак которых воспрещён законом, порождавший правовые последствия. Конкубинат был аналогом современного гражданского брака, поскольку заключался без каких-либо формальностей, и хотя считался "неправильным браком", влёк правовые последствия (например, дети конкубины в отличие от других внебрачных детей имели в ряде случаев право наследования, хотя и не попадали под власть отца). Таким образом, конкубинат – это тоже брак, только не соответствующий законным условиям, "неправильный" брак. В период республики мужчина мог иметь брак с одной женщиной и сожительствовать в конкубинате с другой. Однако женщина, вступившая в связь с другим мужчиной, кроме мужа, считалась преступницей и муж имел право убить её. Как отмечается в литературе по римскому праву, конкубинат похож на брак sine manu, но отличается от него волевым аспектом – намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей.

Исходя из понимания сущности "правильного" римского брака, брак перегринов не имел значения для римского права. Допускался лишь брак перегринов и латинов, если они получили это право по договору с Римом, считалось, что эти лица могли вступить в брак по праву народов. Только сожительство рабов не влекло правовых последствий, поскольку рабы не были субъектами права.

Заключение брака.

Как уже отмечалось, полноценный римский брак мог быть заключён только полностью правоспособным лицом – римским гражданином. Для заключения брака необходимо было соблюсти несколько условий вступления в брак:

1. Достижение брачного возраста (для девушек – 12 лет; для юношей – 14 лет);

2. Получение согласия на брак.

Изначально требовалось только согласие домовладык брачующихся, но в дальнейшем необходимо было получить согласие жениха и невесты, а также возможно было обжаловать необоснованный отказ домовладыки на вступление в брак у магистрата (с 4 г. н.э). Это состояние называлось affection maritalis – намерение, воля состоять в браке.

3. Отсутствие препятствий для вступления в брак.

К таким препятствиям могло относиться: родство брачующихся (не допускался брак до 4 степени родства, а также между агнатами); недопустимость брака по закону (например, между различными слоями общества, брак неримлян); душевная болезнь жениха или невесты, наличие нерасторгнутого брака, недопустимость брака опекуна и подопечного. Свободнорождённые римские граждане не имели права вступать в "неправильный брак" – с бесчестными женщинами, проститутками, своднями, актрисами, женщинами, уличёнными в прелюбодеянии. Сенаторам запрещалось вступать в брак с вольноотпущенницами и дочерьми актрис.

4. Наличие намерения состоять в браке.

Именно этой характеристикой брак отличался от конкубината – лицо, вступавшее в брачные отношения, намеренно планировало создать семью и иные правовые последствия.

Вступлению в брак предшествовала помолвка (обручение). Это был особый договор, заключавшийся между родственниками жениха и невесты в форме стипуляции (в виде клятвы вступить в брак). Содержанием договора было обязательство заключить брак и передать приданое. Нарушение данного договора влекло исковое преследование, т.е. возможность принудить к исполнению договора по суду. По преторскому праву нарушение договора влекло бесчестье и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. Это обязательное правило было отменено в классический период, и вступление в брак допускалось только по согласию сторон. Взамен был введён институт задатка, вносимого женихом. В случае отказа жениха вступить в брак, он терял задаток, а в случае отказа невесты – её родственники уплачивали 4-кратный размер задатка. Таким образом, помолвка была не просто романтической прелюдией брака, это был полноценный правовой институт, в результате которого между семьями брачующихся возникали квазиродственные отношения. Это проявлялось, в частности в том, что с момента заключения соглашения о заключении брака исключалась дача свидетельских показаний против родственников жениха и невесты; убийство жениха или невесты считалось убийством родственника.

Отношение к брачным связям в Риме было неоднозначным и менялось в зависимости от эпохи, культуры, общественного мировоззрения. Изначально ценилась святость брака, развод считался недостойным поведением, а заключение неправильного брака – развратом. Однако, со временем, когда основы общества стали более либеральными, было предоставлено бесконтрольное право разводов. Как сказал один из римских юристов того времени, у римских женщин меньше платьев и нарядов, чем совершённых ими разводов. Это привело к необходимости повышать ценность института брака, что повлекло реформирование законодательства в императорский период.

Так, император Август издал несколько законов, направленных на укрепление семьи. Эти законы обязывали римлян жить в браке с 25 до 60 лет (женщины – с 20 до 50) и иметь не менее 3 детей (вольноотпущенники – 4). Вдовцы, вдовы, разведённые должны были вступать в новый брак: вдовы в течение 2 лет, разведённые – в течение 18 месяцев. С принятием христианства процесс принял обратный ход – религиозные воззрения поощряли безбрачие, осуждали повторное вступление в брак.

Виды брака.

Принято различать два вида брака – брак cum manu (брак с мужней властью) и брак sine manu (брак без мужней власти). Сущность брака cum manu заключалась в полном имущественном и личном подчинении жены мужу. Жена приобретала статус дочери со всеми правовыми последствиями – муж полностью распоряжался имуществом и личностью жены, приданое включалось в имущество мужа, жена не имела права совершать сделки, муж приобретал право жизни и смерти своего супруги, муж мог отдать жену в кабалу, наказывать. Вступая в брак cum manu, жена полностью разрывала связи с семьёй своего отца, попадала под власть мужа или его домовладыки. Жена была лишена права требовать развода, развод мог дать только муж.

Заключение брака cum manu означало установление власти мужа над женой, что могло происходить тремя способами:

1. С помощью особого религиозного обряда – confarreatio, который совершался в присутствии жениха и невесты, десяти свидетелей, верховного жреца, путём произнесения торжественных формул.

2. С помощью выкупа жены у родственников путём обряда манципации (coemptio). Этим способом в Риме происходила купля-продажа вещи, что ещё раз доказывает тот факт, что жена полностью подчинялась воле мужа, переходя в его семью и была полностью бесправна.

3. С помощью неформального способа – фактического брачного сожительства в течение года (usus). В данном случае муж приобретал власть над женой вследствие давностного владения.

C течением времени (в период поздней республики) власть мужа над женой заметно ослабляется, на смену браку с мужней властью приходит брак без мужней власти - sine manu. Причиной появления данной формы брака явилось разложение патриархальной римской семьи. Заключение брака sine manu происходило неформально – путём заключения брачного соглашения и введения невесты в дом будущего супруга, т.е. простое сожительство. Вот почему данный брак нередко путают с конкубинатом, однако, в отличие от последнего, в данном случае имелись все условия для возникновения брачных отношений и правовых последствий. Заметно сокращается число случаев, когда муж имел право расторгнуть брак – это было допустимо только в случае прелюбодеяния, но затем и это право исчезает. Кроме того, право развода предоставляется и жене.

В течение года со дня заключения брака sine manu жена должна была три ночи подряд проводить вне дома мужа (так называемое правило троеночия), чтобы автоматически не попасть под власть мужа или его домовладыки. Такая процедура повторялась ежегодно. Если этого не происходило, то жена попадала под власть мужа и брак sine manu превращался в брак cum manu. Брак sine manu – это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Супруги считались теперь юридически равными субъектами. Это равенство отразилось и на имущественных отношениях. В этом браке муж не имеет никаких прав на имущество жены, приобретённого ею до брака и в браке. Закрепляется режим раздельного имущества супругов. При разводе приданое возвращается жене. В случае возникновения спора о праве на имущество между супругами они могли обратиться в суд с иском друг к другу. Имущественная раздельность супругов проявлялась и в том, что они не наследовали друг после друга, могли вступать между собой в договорные отношения. Нередко жена в таком браке была намного состоятельнее мужа и могла заключать с ним сделки. Различен был и институт приданого (dos) в браке cum manu и sine manu.

Прекращение брака.

Брак прекращался в силу следующих оснований:

· Смерть;

· Утрата свободы;

· Отпадение условий для вступления в брак (например, потеря правоспособности одним из супругов);

· Развод. В браке cum manu право развода было предоставлено только мужу; в браке sine manu – обоим супругам. Развод допускался как по субъективным основаниям (неверность супруга), так и по объективным основаниям (жречество, поступление на военную службу, бесплодие). Муж, уличивший жену в неверности, был обязан развестись с женой, иначе привлекался к ответственности за сводничество. Как уже отмечалось, вплоть до императорского периода в этом случае муж имел право убить жену.

· В случае пленения одного из супругов. Если муж попадал в плен, а затем возвращался из плена, то супруги могли (но не обязаны!) восстановить брак, но это был уже новый брак.

Брак расторгался также просто, как и заключался. Требовалось формальное заявление о расторжении брака, которое могло быть направлено через вестника, в письме, лично объявлено супругу в присутствии семи свидетелей (по закону Августа). До императорской эпохи в Римском государстве господствовала свобода развода, в том числе и по обоюдному согласию. С момента принятия христианства развод по взаимному согласию запрещается и устанавливается строгий перечень оснований к разводу: прелюбодеяние, покушение на жизнь супруга, неспособность к деторождению, уход в монастырь одного из супругов (жена, допустившая измену, могла быть заперта в монастырь родственниками).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: