Методы государственного регулирования ВД.
Государственное регулирование ВД осуществляется различными методами, определёнными законодательством. Эти методы можно классифицировать по различным основаниям, выделяя:
- экономические и административные методы;
- тарифные и нетарифные методы.
Тарифное регулирование производится через установление импортного и экспортного таможенных тарифов.
К методам нетарифного регулирования относится наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров, введение специальных защитных мер, количественное ограничение экспорта и импорта (путем квотирования и лицензирования); экспортный контроль; технические, санитарные, ветеринарные, экологические требования и др.
Методы государственного регулирования – таможенно-тарифное, нетарифное регулирование; наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товара; предоставление исключительного права на экспорт или импорт отдельных видов товара и т. д.
Таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.
Специальные защитные меры применяются для защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом. Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения импортной квоты или специальной пошлины.
Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров представляет собой временную меру, которая вводится в целях мониторинга экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров. Наблюдение осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Разрешения выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности на основании заявлений. Отсутствие разрешения является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации.
Среди мер государственного регулирования выделяют стимулирующие и защитные.
Порядок разрешения споров определяется: ГПК 2002 г., АПК 2002 г.
ФКЗ от 1995 г. «Об арбитражных судах в РФ», Закон РФ от 1993 г.
«О международном коммерческом арбитраже»
Споры между участниками внешнеэкономической деятельности разрешаются в государственных арбитражных судах, специальных арбитражных органах и арбитражах, создаваемых самими сторонами для разрешения конкретного спора. Специальными арбитражными органами в Российской Федерации являются Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате России. Субъектам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, предоставлено право выбора арбитражного органа и государства, где будет рассматриваться спор. Порядок разрешения спора фиксируется либо в договоре (в виде арбитражной оговорки), либо в специальном соглашении. В арбитражной оговорке или арбитражном оглашении можно указать арбитражный орган любого государства. Если данный вопрос не урегулирован сторонами и между ними возник спор по поводу разрешения спора, они могут заключить соглашение об арбитражном разбирательстве, именуемое третейской записью или компромиссом.
Арбитражное решение, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным в России. Для принудительного исполнения решения в компетентный суд представляется письменное ходатайство.