Литература
Тема 1. Социально-педагогическое взаимодействие в системе наук о человеке
1.Социально-педагогическое взаимодействие как учебная дисциплина.
2. Понятие о взаимодействии как категории социально-гуманитарных наук.
3. Человек в системе социальных взаимодействий.
4.Взаимодействие в социально-педагогической деятельности, его цели и задачи.
1. Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение/ В.Н. Куницына – СПб., 2001.
2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. – М., 1992.
3. Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения / А.А. Лобанов. – М., 2004.
4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М., 2000.
5. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы/ М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М., 1999.
Социально-педагогическая деятельность по сути, по форме и по природе своей является коммуникативной, так как предполагает, прежде всего, взаимодействие участников образовательного процесса, протекающее в определенных условиях. В основе ее – взаимодействие с учениками и их родителями, педагогами, общественными институтами. В ходе такого взаимодействия реализуется единство профессиональных и личностных влияний педагога на ученика; стиль и характер общения во многом определяют результативность учебно-воспитательного взаимодействия. В школе ученик приобретает не только знания, но и опыт общения с другими людьми. Очень важно, чтобы этот опыт был конструктивным.
Высокая коммуникативная нагрузка, с одной стороны, и недостаточная коммуникативная компетентность, с другой, могут приводить к профессиональному стрессу, неудовлетворенности собой и профессией. Для успешной реализации профессиональных функций социальный педагог должен обладать знаниями о сущности и особенностях профессионального взаимодействия, его субъект-субъектном характере, структуре, стилях и технологии общения, владеть необходимыми коммуникативными умениями. К таким умениям следует, прежде всего, отнести следующие:
- моделировать и анализировать систему взаимодействия;
- устанавливать доверительные отношения с детьми и взрослыми;
- выслушать собеседника;
- наблюдать и анализировать вербальное и невербальное поведение партнеров по общению;
- осуществлять межинституциональные связи;
- предупреждать и конструктивно разрешать конфликты между детьми и взрослыми;
- регулировать свое эмоциональное состояние, управлять собой в любой ситуации.
Программа коммуникативной подготовки будущих специалистов в связи с этим должна содержать следующие взаимосвязанные направления:
- формирование ценностного отношения к личности ученика и к предстоящей деятельности как деятельности коммуникативной:
- овладение системой психолого-педагогических знаний и развитие коммуникативных умений;
- создание условий для развития и совершенствования качеств и свойств личности, необходимых для эффективного общения;
- осуществление мониторинга и коррекции готовности студентов к профессиональному взаимодействию.
Учебная дисциплина «Социально-педагогическое взаимодействие» как раздел дисциплины «Социально-педагогическая технология» направлен на реализацию следующих целей и задач:
- формирование системы знаний о сущности, структуре и специфике профессионального взаимодействия социального педагога;
- формирование профессиональных (технологических) умений;
- создание условий для профессионально-личностного роста специалиста по социально-педагогической работе.
В процессе изучения дисциплины учебной программой предусмотрено рассмотрение следующих тем:
Название разделов и тем | Количество часов | |||||
Аудиторные | ||||||
Всего | Лекции | Семи- нарские | ||||
1. | Социально-педагогическое взаимодействие в системе наук о человеке | |||||
2. | Социально-педагогическое взаимодействие в структуре социального воспитания | |||||
3. | Общение как механизм социально-педагогического взаимодействия | |||||
Профессионально-педагогическое общение в структуре социально-педагогического взаимодействия | ||||||
5. | Нарушения и затруднения в социально-педагогическом взаимодействии | |||||
6. | Роль социального педагога в гармонизации социального взаимодействия в учреждениях воспитания и образования | |||||
7. | Социально-педагогические условия эффективного профессионального взаимодействия в системе деятельности социального педагога | |||||
Итого | ||||||