Социально-педагогическое взаимодействие как учебная дисциплина

Литература

Тема 1. Социально-педагогическое взаимодействие в системе наук о человеке

1.Социально-педагогическое взаимодействие как учебная дисциплина.

2. Понятие о взаимодействии как категории социально-гуманитарных наук.

3. Человек в системе социальных взаимодействий.

4.Взаимодействие в социально-педагогической деятельности, его цели и задачи.

1. Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение/ В.Н. Куницына – СПб., 2001.

2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. – М., 1992.

3. Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения / А.А. Лобанов. – М., 2004.

4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М., 2000.

5. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы/ М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М., 1999.

Социально-педагогическая деятельность по сути, по форме и по природе своей является коммуникативной, так как предполагает, прежде всего, взаимодействие участников образовательного процесса, протекающее в определенных условиях. В основе ее – взаимодействие с учениками и их родителями, педагогами, общественными институтами. В ходе такого взаимодействия реализуется единство профессиональных и личностных влияний педагога на ученика; стиль и характер общения во многом определяют результативность учебно-воспитательного взаимодействия. В школе ученик приобретает не только знания, но и опыт общения с другими людьми. Очень важно, чтобы этот опыт был конструктивным.

Высокая коммуникативная нагрузка, с одной стороны, и недостаточная коммуникативная компетентность, с другой, могут приводить к профессиональному стрессу, неудовлетворенности собой и профессией. Для успешной реализации профессиональных функций социальный педагог должен обладать знаниями о сущности и особенностях профессионального взаимодействия, его субъект-субъектном характере, структуре, стилях и технологии общения, владеть необходимыми коммуникативными умениями. К таким умениям следует, прежде всего, отнести следующие:

- моделировать и анализировать систему взаимодействия;

- устанавливать доверительные отношения с детьми и взрослыми;

- выслушать собеседника;

- наблюдать и анализировать вербальное и невербальное поведение партнеров по общению;

- осуществлять межинституциональные связи;

- предупреждать и конструктивно разрешать конфликты между детьми и взрослыми;

- регулировать свое эмоциональное состояние, управлять собой в любой ситуации.

Программа коммуникативной подготовки будущих специалистов в связи с этим должна содержать следующие взаимосвязанные направления:

- формирование ценностного отношения к личности ученика и к предстоящей деятельности как деятельности коммуникативной:

- овладение системой психолого-педагогических знаний и развитие коммуникативных умений;

- создание условий для развития и совершенствования качеств и свойств личности, необходимых для эффективного общения;

- осуществление мониторинга и коррекции готовности студентов к профессиональному взаимодействию.

Учебная дисциплина «Социально-педагогическое взаимодействие» как раздел дисциплины «Социально-педагогическая технология» направлен на реализацию следующих целей и задач:

- формирование системы знаний о сущности, структуре и специфике профессионального взаимодействия социального педагога;

- формирование профессиональных (технологических) умений;

- создание условий для профессионально-личностного роста специалиста по социально-педагогической работе.

В процессе изучения дисциплины учебной программой предусмотрено рассмотрение следующих тем:

    Название разделов и тем Количество часов
Аудиторные
Всего Лекции Семи- нарские
1. Социально-педагогическое взаимодействие в системе наук о человеке      
2. Социально-педагогическое взаимодействие в структуре социального воспитания      
3. Общение как механизм социально-педагогического взаимодействия      
  Профессионально-педагогическое общение в структуре социально-педагогического взаимодействия      
5. Нарушения и затруднения в социально-педагогическом взаимодействии      
6. Роль социального педагога в гармонизации социального взаимодействия в учреждениях воспитания и образования      
7. Социально-педагогические условия эффективного профессионального взаимодействия в системе деятельности социального педагога      
  Итого      
             

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: