А. техника психологического воздействия
Основные психотехники
Основные психотехники, обеспечивающие профессиональное общение:
2а. техника психологического воздействия
2б. техника установления психологического контакта и доверительного общения
2в. психотехника конфликтного взаимодействия
2г. психотехника определения внутреннего состояния человека по внешним поведенческим признакам
Большинство профессиональных задач сотрудника ОВД решается в сфере межличностного общения.
Психологическое воздействие –
активная, целенаправленная деятельность,
продуктом которой является изменение у объекта воздействия параметровпсихики (мотивов, целей, отношений, установок, потребностей и т.д.), значимых для достижения целей воздействующего.
ü Активная деятельность – воздействующий не удовлетворяется стихийным течением событий, а берет в свои руки управление состоянием объекта воздействия.
ü Целенаправленность воздействия – воздействующий преследует при этом определенную цель (в нашем случае профессионально значимую), т.е. его действиями руководит представление о том, каким должен стать объект воздействия.
|
|
ü Цель психологического воздействия – изменение субъективных характеристик объекта (потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности, поведения и т.п.) в том варианте, в каком это необходимо для достижения профессионально значимых целей.
Техника психологического воздействия своего рода универсальна и работает:
ü в ситуациях установления психологического контакта
ü при доверительных отношениях
ü в ситуациях конфликта.
Методы психологического воздействия: убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование мыслительных задач и др.,
Приемы- конкретные техники управления психическим состоянием партнера по общению.
1. По характеру воздействия:
Простое – реализация детального плана последовательных действий за один сеанс общения: беседу, опрос, допрос, консультацию, экспертизу. Достижение одной или нескольких тактических целей.
Сложное – состоит из простых; средство или способ достижения стратегической цели.
2. По направленности воздействия:
Индивидуальное – направлено на конкретного человека,
Социальное — на группу людей.
3. По форме осуществления:
Открытая форма –обращение непосредственно к уровню сознания.
Закрытая – использование приемов, воздействующих на сферу подсознания (косвенное внушение, «косвенный допрос», НЛП и др.)
Комбинированная – сочетает в себе обе предыдущие; требует высокой психологической подготовленности сотрудника, тщательной методической проработки либо привлечения специалиста из психологической службы.
|
|
4. По технической оснащенности:
Субъектные — воздействия личности, слов, приемов, применяемых сотрудником,
Инструментальные — воздействия с помощью материальных объектов и условий (предъявление вещественного доказательства), выбора места (квартира, храм, место происшествия и пр.).
5. По правомерности:
Правомерное – допускаемое законом.
Законодательство регламентирует формы воздействия, которые допустимы при производстве оперативно-розыскных и следственных действий.
………………………………………………………………………………………………..
Неправомерное – противозаконное (способы получения доказательств с помощью насилия, угрозы, шантажа).
Принципы воздействия – связываются с допустимостью использования психологического воздействия в уголовном процессе.
Основных принципы: законности, научности, целесообразности.
1. Принцип законности – оказываемое психологическое воздействие должно соответствовать Конституции Российской Федерации, действующему законодательству, международным правовым актам и документам. Сотрудник, оказывающий воздействие, должен осознавать, что он несет полную ответственность за его результаты.
2. Принцип научности – все применяемые в правоохранительной деятельности методы, приемы воздействия на личность научно обоснованы и прошли необходимую апробацию. Сотрудник, применяющий их, получил необходимую подготовку, контролирует процесс их использования, отслеживает обратную связь.
3. Принцип целесообразности – воздействие должно отвечать намеченной цели, быть адекватным состоянию человека, подвергающегося воздействию, не быть недостаточным или чрезмерным, не превращаться в психическое давление, принуждение, насилие.
Последовательные этапы оказания психол. воздействия:
а) внимание;
б) интерес;
в) желание;
г) активность.
+ зависит от:
· успешности рефлексивного анализа ситуации воздействия,
· учета и точного определения тех параметров, которые необходимо изменить.
Тип ситуации и профессиональные цели сотрудника → выбор стратегии психологического воздействия.
Ведущие параметры ситуации, которые учитываются при определении стратегии и реализации механизма психологического воздействия:
· цели,
· правила,
· роли
· проблемы участников.