Система целей государственного регулирования экономики

Для государственной экономической политики характерна иерархическая подчиненность целей, которая может быть представ­лена как «дерево», или «пирамида», целей (рис. 5.1).

Исходя из функций государства и основных принципов форми­рования экономической политики можно выделить следующие уровни в системе национальных интересов.

1.На глобальном уровне принято выделять высшую (глобаль­ную) цель развития национальной экономики, которая предполагает обеспечение максимального благосостояния общества. Эту цель трудно однозначно сформулировать и оценить количественно, т.е. в определенной мере она имеет условный характер.

2.Высшая цель развития общества конкретизируется в системе целей второго уровня, которые условно называют главными (гене­ральными) целями. В специальной литературе эти цели часто трак­туются как функции государства. Достижение этих целей служит своеобразным средством для реализации глобальной цели развития общества

3. Генеральные цели конкретизируются с помощью стратегиче­ских целей, которые неразрывно связаны с объектами государст­венного регулирования экономики. Эти цели взаимосвязаны. Их состав не может оставаться неизменным и должен уточняться в за­висимости от изменения реальной политической и экономической ситуации в стране, системы социальных приоритетов, уровня осоз­нания субъектами государственного регулирования системы при­оритетов, установленной правительственными органами на опреде­ленный период, и т.п.

Накопленный опыт государственного регулирования экономики в промышленно развитых странах Запада дает основание для выде­ления достаточно устойчивой, стандартной группы показателей, которые, в совокупности довольно четко отражают внешнюю цель государственного вмешательства в экономику. Вместе с тем в от­дельных странах и в различные периоды времени состав этих целей; может уточняться в зависимости от их числа и иерархической рас­становки.

Мировой опыт государственного регулирования экономики дает основание сделать вывод о том, что оно должно ориентироваться на достижение более высокой эффективности национальной экономики, обеспечивающей устойчивый рост благосостояния народа и повышение качества жизни. Разумеется, подобная трактовка глобаль­ной экономической цели предельно общая и в определенном смыс­ле универсальна. Но именно в этом и состоит ее основное достоин­ство. Даже в такой общей форме она является критериальной, по­скольку отражает непреходящие интересы нации.

Вместе с тем следует напомнить, что Цели государственного ре­гулирования экономики обретают конкретность, когда четко вы­страиваются во времени и пространстве и соизмеряются с доступ­ными средствами (ресурсами). В обеспечении их взаимоувязки и сопряженности и заключается искусство правительства, которое обязано делать это как в стабильное время, так и в периоды преоб­разований, когда цена допущенных ошибок оказывается особенно высокой.

Необходимо отметить, что с точки зрения макроэкономической Сбалансированности главной задачей модернизации индустриаль­ной системы является соответствующее преобразование воспроиз­водственных контуров национальной экономики (циклы «произ­водство — доходы — конечный спрос»), при котором не нарушается равновесие между ними. Вместе с тем последнее предполагает обеспечение увязки между изменениями в производственно-отра­слевой структуре индустриальной системы и изменениями в струк­туре конечного спроса.

Мировой опыт свидетельствует о том, что модернизация инду­стриально системы, как правило, ориентируется на один из при­оритетных элементов конечного спроса;1 На сегодняшний день наи­большее распространение в мировой практике получили следующие модели Модернизации индустриальной системы:

1)потребительски ориентированная модель модернизации, ко­торая опирается на насыщение первичных потребностей (Индия, Китай);

2)потребительски ориентированная модель с опорой на капи­тальные блага (США, Германия, Англия и др.);

3)экспортно ориентированная модель, предусматривающая рас­ширение экспорта промышленных товаров высокой степени обра­ботки (Южная Корея, Тайвань);

4)инвестиционно-ориентированная модель (Япония). Следует заметить, что для современной России одна из ведущих задач разработки государственной экономической стратегии заключается в обосновании и выборе конкретной модели осуществления
модернизации индустриальной системы, учитывающей специфические особенности российской экономики и общества в целом. В качестве Основных национальных приоритетов государственного регулирования экономики в условиях переходного периода можно назвать

• восстановление благосостояния населения страны;

• предотвращение дальнейшего спада производства, стимулиро­вание последующего роста производства и деловой активности в стране;

•стимулирование внутреннего спроса на отечественные товары и услуги;

•селективную но серьезную и долговременную защиту нацио­нального рынка;

•стимулирование накоплений и повышение инвестиционного потенциала экономики.

Представляется, что в качестве конкретного результата государ­ственного регулирования переходной экономики можно считать, обретение Россией самостоятельной позиции в мировом хозяйстве, отвечающей интересам народа, и собственной ресурсной базы для создания новой модели экономического порядка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: