Государственное регулирование экономики: основные понятия и определения

Государственное регулирование экономики — это система мер за­конодательного, исполнительного и контролирующего характера, «осуществляемых государственными структурами и общественными» организациями и направленных на эффективное функционирование национальной экономики, стабилизацию экономического и социального развития, согласование интересов общества и отдель­ных слоев населения в достижении стратегических целей развития национальной экономики.

В современных условиях хозяйствования особую актуальность приобретает разработка концептуальных подходов к формированию системы государственного регулирования экономики. В процессе этой разработки необходимо учитывать ряд обстоятельств:

1) создавая теорию государственного регулирования экономики, необходимо отказаться от неоправданных представлений, понятий и стандартов, но одновременно сохранить накопленный положи­ тельный опыт;

2) разрабатывая теорию государственного регулирования экономики, следует избегать гипертрофии, как общего, так и особенного (специфического) в ней;

3) в процессе разработки теоретических основ государственного; регулирования экономики необходимо обладать даром предвидения, т.е. улавливать перспективные тенденции экономического развития;

4) следует апробировать на практике теоретические положения
государственного регулирования экономики, другими словами, теория должна ориентироваться на решение практических задач.

Национальная экономика выступает как агрегированный объект государственного регулирования, поскольку она представляет собой:

1)многоуровневую хозяйственную систему с разветвленной
структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем);

2)интегральную взаимосвязанную систему хозяйственных объ­ектов, отличающуюся многомерностью и во многом детерминиро­ванностью;

3)сложную систему, включающую экономические, социальные, экологические и региональные аспекты развития;

4) вероятностную динамичную систему, развивающуюся под влиянием национальных традиций, исторических особенностей, изменений в области идеологии, а также целей и интересов основ­ ной части населения.

Системно-структурный аспект дает возможность провести груп­пировку элементов национальной экономики по различным при­знакам. Во-первых, национальную экономику можно рассматривать как синтез хозяйственных систем различных форм собственности. Во-вторых, в составе национальной экономики можно выделить хозяйственные системы, соответствующие уровням управления экономикой и различающиеся степенью свободы действий и слож­ностью решаемых задач: макроэкономическую, мезоэкономическую и микроэкономическую.

Объектами государственного регулирования экономики являются также основные сферы, отрасли, регионы и, кроме того, условия социально-экономического развития страны.

Особняком стоит государственный сектор, который одновре­менно служит и объектом и инструментом государственного регу­лирования.

К традиционным объектам государственной собственности от­носится национальное достояние, не являющееся предметом купли-продажи и прибыли (леса, реки, озера, воды, парки, и др.). Под эгидой государства часто находятся важные отрасли инфраструкту­ры; транспорт, связь, энергетика, институты денежно-кредитной сферы (Центробанк), часть промышленности. В государственном ведении находятся обычно стратегические запасы и отдельные предприятия.

Государственное участие осуществляется также через смешан­ные корпорации и другие формы общественного контроля. Так, в Швеции в собственности государства находится не более 5% основ­ных производственных фондов, однако оно перераспределяет до 80% национального дохода. В США на долю государственного сек­тора приходится 12% произведенных товаров и услуг. В государст­венном секторе западных стран занята большая группа людей: 11% общей численности трудоспособных лиц во Франции и Италии, до 8—9% — в ФРГ, Бельгии и Голландии.

Становление и развитие государственного сектора в развитых странах проходило практически в одних и тех же отраслях (уголь­ной промышленности, электроэнергетике, морском, железнодо­рожном и воздушном транспорте, авиации и космонавтике, ядер­ной энергетике и т.п.).

В настоящее время роль государства связывают с возрастанием доли государственных расходов в валовом продукте. И хотя часть расходов действительно связана с содержанием государственного ап­парата, в промышленно развитых странах расходы составляют 2—3%. Как показывает практика, государственное регулирование в области перераспределения доходов (в целях уменьшения социального нера­венства) и ресурсов (в целях поддержания налоговой и ценовой политикой межотраслевых пропорций и частного сектора кредитами и субсидиями) направлено на макроэкономическую стабилизацию. В отечественной литературе под субъектами государственного регулирования экономики понимают, как правило, само государство. Однако такое понимание является упрощенным.

Представляется, что субъекты государственного регулирования экономики — это носители, выразители и исполнители экономиче­ских (хозяйственных) интересов. К последним относятся юридические и физические лица, а также образуемые ими группы (союзы, объединения). Иначе говоря, в сферу государственного регулирования попадает все экономически активное население страны.

Таким образом, государство, осуществляя меры регулирующего характера, выступает как их инициатором, так и основным испол­нителем. Как показывает мировой опыт, залог успеха государственного регулирования экономики заключается в умении государственных органов управления рационально организовывать совместные действия всех субъектов государственного регулирования.

Любой субъект государственного регулирования имеет свои интересы, зависящие от его социально-экономического положения, характера и вида деятельности и регионального расположения. Дей­ствиями этих субъектов обеспечивается обратная связь с ними ор­ганов, осуществляющих функции государственного регулирования; экономики. Эта связь достаточно жесткая и прослеживается в показателях развития национальной экономики.

Во-первых, успех (неудача) государственного регулирования экономики находит отражение в темпах экономического роста, из­менениях структуры национальной экономики, состоянии платежного баланса, устойчивости национальной валюты и т.д.

Во-вторых, об успешности государственного регулирования экономики можно судить по результатам, которые не всегда могут быть количественно измерены (например, степень социальной на­пряженности, недовольства определенных слоев общества социаль­ной политикой государства и т.п.).

В-третьих, успех (неудача) мер государственного регулирования экономики проявляется в их поддержке (бойкотировании) носите­лями экономических интересов.

В этой связи необходимо отметить, что уточнение функций и форм государственного регулирования экономики необходимо увя­зывать с общим историческим фоном развития общества, опреде­ленной комбинацией ценностей и различных интересов в обществе. Изменение соотношения интересов в обществе неизбежно приво­дит, с одной стороны, к смене функциональной деятельности госу­дарства, а с другой — к необходимости последующей трансформации национальной экономики. В соответствии с этим государственное регулирование экономики должно улавливать динамику смены при­оритетов в ценностях общества и предусматривать адекватные меха­низмы для их обеспечения применительно к реалиям жизни.

Государственное регулирование экономики предполагает обос­нование и достижение определенных целей. Мировой опыт свиде­тельствует о том, что развитие общества требует одновременного решения комплекса различных целевых установок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: